Главное Свежее Вакансии Образование
264 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Право на забвение в РФ. Теория и практика

Право на забвение закреплено в законе «Об информации» (149-ФЗ) и действует в РФ с 2016 года. Как применяется это право? Какие есть подводные камни? Кому оно вообще нужно? Расскажем в статье.

Право на то, чтобы информация о человеке не была связана с его именем в поисковой выдаче, даже если она не наносит ему ущерба — ещё один вариант определения права на забвение.

О чём вы узнаете в статье?

  • На чём базируется право на забвение в РФ
  • Применение права на забвение в России и Европе: какие есть сходства и различия?
  • Право на забвение в РФ: где теория расходится с практикой?
  • О применении права на забвение в РФ на примере иска бизнесмена Олега Черепанова к Яндексу
  • Стоит ли применять российский закон о праве на забвение для защиты репутации?

Право на забвение подразумевает возможность влиять на то, какая информация о человеке выдаётся в поиске по его имени и(или) фамилии.

Если информация является устаревшей, недостоверной или распространяется с нарушением закона, человек может во внесудебном порядке требовать её удаления. Для этого можно обратиться непосредственно в техподдержку Яндекса или другого поисковика и предоставить необходимые доказательства недостоверности и т.п.

Представители поисковика обязаны удалить ссылки из выдачи или направить заявителю мотивированный отказ. В случае отказа, заявитель может подготовить исковое заявление и попробовать доказать свою правоту через суд.

Важно знать: сначала обращайтесь в поисковик и только, если он не согласится удалять ссылки, можете идти в суд. Несоблюдение претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора может стать причиной отказа в рассмотрении иска.

На чём базируется право на забвение в РФ?


В марте 2022 года Россию исключили из Совета Европы, а в сентябре объявили, что РФ перстаёт быть участником Европейской конвенции по правам человека. Однако за период с 1996 по 2022 год, пока Россия была частью общеевропейского права, в том числе, под его влиянием появились и изменились многие законы страны. Например, возникло право на забвение.

Юридическая основа «права на забвение»:

  • Ст. 23 Конституции РФ, охраняющая неприкосновенность частной жизни.
  • Ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Совета Европы, гарантирующая право на частную жизнь.
  • Решение Европейского суда по иску Марио Костеха Гонсалеса к Google об удовлетворении требований по удалению неактуальных ссылок из поиска.

В рамках этого прецедентного дела судом были сформированы следующие правовые позиции: обработка персональных данных ведётся с соблюдением Конвенции о защите прав человека только в том случае, если эти данные являются достоверными и актуальными.

До последнего времени российские суды, рассматривая иски к поисковикам по праву на забвение, основывали свои решения как на Конституции РФ, так и на перечисленных выше европейских правовых документах.

Ещё одной причиной появления нового права стала цифровая среда, внутри которой мы все живём и которую невозможно уже отделить от реальной жизни. А право на частную жизнь необходимо обеспечивать везде, в т.ч. в интернете.

Применение права на забвение в России и Европе. Сходства и различия


Человек, желающий удалить информацию о себе из поиска с правовой точки зрения является субъектом персональных данных, а ссылки содержат его персональную информацию (например, ФИО). Однако в России право на забвение закреплено не законе «О персональных данных», а в законе «Об информации».

По мнению ряда экспертов, привязка «права на забвение» к защите персональных данных, как это сделано в Европе, является более логичным решением.

Российскому законодателю следует изучить европейский опыт регулирования «права на забвение», описанного в Общем регламенте по защите персональных данных Евросоюза (GDPR) и затем адаптировать его под местные реалии.

Аспирант кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ ВШЭ

Ещё одно отличие — в европейском GDPR более подробно описаны исключения, при которых право на забвение не может быть реализовано. К ним относятся:

  • право на свободу выражения;

  • общественный интерес;

  • научные и архивные цели.

Что перевешивает — право отдельного человека на частную жизнь или, например, общественный интерес, в каждой конкретной ситуации решает поисковик либо суд, если заявитель обращается и туда.

Исходя из практики Европейского суда по правам человека сформировались дополнительные критерии, которые помогают принять решение:

  • вклад, который спорная информация вносит в дискуссию по предмету, представляющему общественный интерес;
  • степень известности человека, о котором идёт речь в публикации; его репутация в реальной жизни и в интернете;

  • были ли у публикации какие-то последствия, был ли нанесён ущерб человеку, который просит удалить ссылки из поиска;

  • если запрос касается удаления фотографий, то учитываются обстоятельства, при которых они сделаны.

Неоднозначность права на забвение, даже при наличии этих критериев, часто порождает длительные споры. Например, бельгийская газета Le Soir 10 лет доказывает своё право на свободную журналистскую практику. Суд обязал издание анонимизировать онлайн-архив, удалив оттуда имя виновника ДТП с человеческими жертвами. ДТП произошло в 1994 году. Руководство издания с этим решением не соглашается. В марте 2022 года они подали апелляцию в высший европейский суд по правам человека.

Архивы прессы должны оставаться общим достоянием памяти, которым они всегда были.

Адвокат газеты Le Soir Сандрин Карнероли

Право на забвение в РФ. Где теория расходится с практикой?


По российским законам у Яндекса отсутствует обязанность вести открытую отчётность о случаях обращения по праву на забвения. Это порождает тревожность и увеличивает недопонимание людей, как в действительности можно воспользоваться этим правом.

Необходимость защищать конфиденциальность частной жизни и другие права человека в цифровой среде породила целый рынок ремувинга (удаление информации из интернета). В теории, подготовить запрос по праву на забвение может любой человек. На практике нужна профессиональная поддержка. Специалисты по удалению ежегодно составляют сотни запросов в техподдержки разных ресурсов и поисковиков, у них есть понимание системы изнутри. Стоимость услуг на рынке удаления варьируется в среднем от 20 до 50 000 рублей за одну ссылку. У опытных профессионалов обычно есть услуга бесплатного аудита и оплата производится по факту выполненной работы.

Основательница агентства видеопродвижения и защиты репутации YouStory Global Екатерина Городничева

По внутренней статистике агентства YouStory Global, в 2022 году за деиндексом информации по праву на забвение, чаще всего, обращались в следующих случаях:

  • Удаление устаревших негативных публикаций о бизнесмене, политике. Часто публикации касались прошлой деятельности, неудачных бизнес-проектов, подозрений в нарушении закона, подробностей личной жизни. В большинстве случаев речь шла об устаревшей и потерявшей достоверность информации, поскольку публикации касались событий прошлого или подозрений, которые были давно сняты.

  • Удаление информации из Яндекса в связи с ростом пользовательского интереса внутри России к этому поисковику.

  • Удаление информации о связи персоны с российскими политическими кругами, поскольку такие факты с 2022 года стали восприниматься неоднозначно на Западе и могут мешать сотрудничеству с иностранными партнёрами.

  • В целом, значение репутации публичной персоны именно в выдаче Яндекса значительно возросло, в то время, как до 2022 года больше запросов было на удаление компромата и негатива из YouTube, Google, Facebook.

По данным YouStory Global, поисковик соглашается удалить ссылки, когда в запросе есть документальные подтверждения факта недостоверности или неактуальности. Это могут быть полицейские рапорты с места преступления, решения суда, выписки из внутренних документов компании и т.д.

Также для получения положительного решения важно точно указать фрагмент материала, где упоминается неактуальная информация, относящаяся к заявителю. В некоторых случаях поисковик направляет дополнительные уточняющие вопросы, чтобы более подробно понять ситуацию. Ответы необходимо направить в течение 10 рабочих дней.

Право на забвение в РФ на примере иска бизнесмена Олега Черепанова к Яндексу


Дело рассматривалось в 2018 году. Представители бизнесмена обратились к Яндексу за удалением ссылок по праву на забвение, получив отказ, подали исковое заявление в суд.

Ранее бизнесмена задерживали по подозрению в серьёзном уголовном преступлении, о чём писали в местные СМИ, публикаций на эту тему было много. Позже обвинения с предпринимателя сняли. Подтверждающая это справка об отсутствии судимости была предоставлена Яндексу.

Однако представители поисковика отказались удалять ссылки, потому что публикации были посвящены, в частности, анализу градостроительных ошибок в рамках предпринимательской деятельности заявителя. Факт задержания по подозрению в уголовном преступлении, а также предположения о связи истца с местными ОПГ давались вскользь.

Суд иск удовлетворил, по данному решению ссылки должны были быть удалены. Мы нашли как минимум одну публикацию, которую требовалось удалить из Яндекса. Публикация по-прежнему доступна на сайте СМИ. В поисковой выдаче по запросу «имя-фамилия+город, где работает предприниматель» этой ссылки не было. Но была статья, где, например, рассказывается о самом моменте задержания.


Из 10 ссылок в ТОПе Яндекса 6 являются нейтральными, 1 ошибочная публикация (о полном тёзке предпринимателя) и 3 ссылки с упоминанием об уголовного дела. С учётом неоднозначных событий прошлого, такой репутационный фон можно считать оптимальным. Значит, обращение в суд было оправданно.

Применение российского закона о праве на забвение для защиты репутации


Минусы:

  • При удовлетворении запроса о забвении, в Google и Яндекс появляется объявление о том, что часть ссылок удалены из поиска по требованию законодательства. Обычных пользователей это наводит на подозрения. Репутация персоны в определённой степени всё равно страдает.

  • Опытные журналисты и искатели компромата, обнаружив такое объявление, находят удалённые из поиска данные и могут сделать очередную порцию разоблачительных материалов.

  • Никаких гарантий и чётких критериев нет, поэтому удаление по праву на забвение это всегда риск.
  • Google в 2022 году закрыл доступ отправлять запросы по праву на забвение из России. Реализовать это право можно, но путь более сложный и требует профессиональной поддержки.

Плюсы:

  • Профессионалы удаления находят способы, как реализовать деиндекс через запрос и переговоры с поисковиком без обращения в суд. Это самый быстрый и тихий способ, т.к. иски в суд обычно привлекают дополнительное внимание и могут привести к эффекту Стрейзанд.

  • Право на забвение — это просто ещё один инструмент защиты репутации. Он не единственный. Если запрос о деиндексе останется без удовлетворения, профессионалы могут предложить другие варианты. Например, SERM, смещение публикаций из поиска и т.д. Но, чем больше законных инструментов, тем больше вариантов защиты репутации.

  • Устаревшая и недостоверная информация мешает многим людям выстраивать партнёрские связи, развивать бизнес или просто спокойно жить. Далеко не все эти персоны находятся постоянно на виду и интересны журналистам, собирающим компромат. Для таких людей удаление по праву на забвение происходит максимально тихо и безопасно.

Спасибо за внимание! Удалить информацию по праву на забвение можно с профессионалами YouStory Global.

Полезные ссылки:

Кто такой специалист по удалению информации и сколько он зарабатывает? — vc.ru

Кто имеет право на забвение? (sostav.ru)

Право на забвение в практике органов конституционного правосудия РФ и ФРГ

Запрос об удалении недостоверной, неактуальной информации о гражданине из результатов поиска Яндекса (по «Праву на забвение»)

Решение № 2-2406/2018 от 17 октября 2018 г. по делу № 2-2406/2018 : (иск Олега Черепанова к Яндекс)

Текст GDPR на русском с комментариями и ссылками | GDPR-Text.com



0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.