редакции Выбор
«Токсичные» сотрудники: 4 истории про людей, с которыми лучше не связываться
Критикан
В одной большой корпорации решили сделать корпоративный глянцевый журнал. Плюс, еще и подзаработать на нем. Быстренько организовали отдел распространения и наняли главного редактора. Также нашли начальника отдела продаж и двух менеджеров по продажам.
Все бы хорошо, но периодичность выхода 1 раз в 2 месяца и нестабильность рекламных клиентов (а жил журнал только на рекламе) не всегда работала хорошо. И вот в эту компанию пришла бухгалтер, которой все не нравилось. Она стремилась лично пообщаться с каждым клиентом, регулярно наезжала на менеджеров по продажам рекламы – они их критиковала и даже могла накричать, унизить при всех. Выплаты она задерживала менеджерам на 2 месяца. Все это привело к дисбалансу и нервному срыву ряда сотрудников. Но ей было комфортно работать и жить в такой атмосфере. Итог оказался предсказуемым и печальным: менеджеры уволились. И прибыль журнала резко ушла вниз.
Я отношу таких людей к категории Критиканов. Они сосредотачиваются на недостатках и негативе. Постоянно критикуют и даже унижают других, ловя от этого кайф.
Жертвы
Следующая категория – Жертвы. Часто жертву в коллективе начинают жалеть – она этого и добивается. Но затем люди понимают, что проблемы такого человека бесконечны. Такие сотрудники избегают ответственности. Жертве удобнее страдать, а не решать задачи и проблемы.
Одна замечательная девушка Ольга, работая в директ-маркетинговом агентстве (ДМ), потеряла крупного клиента, забыв поменять всего лишь номер в телефоне в рассылке. Она зарубила рекламную кампанию, потому что звонившие по рекламному телефону клиенты вместо автобренда попадали в торговый дом, в которым продавался только алкоголь. Автобренд как клиент был потерян, а с ним репутация и его рекламный бюджет. Ольга не признала свою ошибку – она сказала, что ничего страшного нет – все бывают невнимательны. Она, дескать, сама сильно переживает из-за ситуации, но не виновата! Мягко выражаясь, Ольга подставила всю компанию.
Завистники
Эти люди завидуют чужим достижениям и часто распускают слухи и сплетни об успешных коллегах.
В ведущее интернет-агентство пришел работать немолодой человек со своей клиентской базой. Продавая интернет-проекты вместе со своим руководством, он пришел к выводу, что нужно менять либо бизнес-модель, либо саму продаваемую услугу. Общение с крупным клиентом дало вектор направления бизнеса. И спустя некоторое время продажи в социальных сетях стали просто огромными. Соответственно, и личная прибыль. Однако, нашлась пара сотрудников, которые не особо стремились к заработку и капали на мозги руководству – они говорили, что их успешный коллег не чист на руку. И это сыграло плохую шутку с интернет-агентством и его руководством. Немолодой, но активный сотрудник, ушел из компании, прихватив с собой клиентов и их приличный оборот. Бизнес чуть не погиб.
Манипуляторы
Манипуляторы всегда преследуют свои цели. Они выясняют слабые и сильные стороны коллеги или начальника, подчиненного и начинают играть на них. Они могут «дружить» с вами, а на самом деле использовать ваши ресурсы – время, профессиональные знания.
Игорь пришел в компанию на должность менеджера по продажам. Он быстро снискал славу души компании. Он, веселый и оптимистичный, объединил вокруг себя молодых сотрудников. Он часто устраивал у себя дома вечеринки. И стал неформальным лидером.
Через 3 месяца он стал руководителем проекта, который начинали его коллеги. На общем собрании шеф хвалил его за идеи, в которых коллеги Игоря узнали свои разработки - они их обсуждали во время вечеринок. Ребята постарались выяснить ситуацию, но Игорь все объяснил: это именно он организовывал у себя дома мозговые штурмы. И именно он донес идеи до босса. Так что, все жалобы коллег смешны – пусть радуются, что он проявил инициативу.
Что делать?
- Загружайте людей работой, чтобы не оставалось времени на сплетни и жалобы.
- Регламентируйте отношения в коллективе.
- Работайте над психологическом климатом.
Если людям комфортно работать в компании, они сами будут выживать "токсичного" человека. Иногда, кстати, достаточно душевно пообщаться с таким человеком и окружить заботой, чтобы он изменил свое поведение. Если на него ничего не действует – смело увольняйте его!