редакции Выбор
«Кто у нее муж?»: как женщины строят бизнес среди сексистов и донжуанов
Не могу себе позволить надеть вечернее платье, взять в зубы сигару, подойти к мужской компании и свободно разговаривать
Ирина Ильина, международный яхт-эксперт (Лазурный Берег Франции).
- Я начинала свою карьеру в 19 лет, а выглядела лет на 15. И когда я говорила, что я начинающий яхт-брокер, то мужчины не были готовы воспринимать меня как профессионала: все ждали подвоха. Я сталкивалась с вопросами: как она попала в бизнес, чья она протеже, кто у нее отец, муж, молодой человек. Вот такие стереотипы живут в мире мужчин.
Часто клиенты, которые приходят ко мне в офис на Лазурном берегу, видя мою западную лучезарную улыбку, открытую манеру общения, принимают это за флирт, что крайне меня расстраивает. Россияне не привыкли, что красивая девушка может быть приветливой, открытой, но при этом не преследовать личных целей, а всегда оставаться профессионалом. И чтобы ко мне не проявляли личного интереса, воспринимали меня как профессионала, я выключаю обаяние и демонстрирую подчеркнутую строгость, сухость, хотя это и противоречит мне настоящей.
С одной стороны, приятно ощущать, что внешность дает плюсы, и человек сразу к тебе расположен. А с другой стороны, обидно и даже оскорбительно, когда тебя воспринимают в первую очередь как красивую девушку. Безусловно, так срабатывают гендерные стереотипы. Даже у меня они срабатывают, когда я приезжаю в Москву и вижу, что кто-то плохо ведет машину - я сразу понимаю, что это женщина. И оказываюсь права.
В том, что я женщина, больше минусов. Я прекрасно осознаю, что если бы я была мужчиной, то была более успешной. Потому что меня бы воспринимали на равных в мужских солидных компаниях. Я не думала бы, что, если я зайду на яхту к арабскому шейху, то это будет воспринято неверно. Для меня подобные приглашения звучат оскорбительно, потому что я понимаю, что за этим может стоять.
Если бы я была мужчиной, то и на закрытых мероприятиях для владельцев яхт и потенциальных покупателей держалась бы заметно комфортнее. Это ночные поздние вечеринки с бокалом виски и сигарой, а я очень люблю виски и сигары. Но не могу себе позволить надеть вечернее платье, взять в зубы сигару, подойти к мужской компании и свободно разговаривать. Я буду слишком прекрасна и увы, воспринята стереотипно этому образу. Мне искренне жаль, что я не родилась мужчиной!
Женщин прогибают по цене
Ольга Григорьева, генеральный директор компании «Грос Консалт», консультант по управлению (Нижний Новгород).
- Мешало мне в бизнесе или помогало, что я женщина? Не могу сказать однозначно. Потому что в каждом из нас есть и мужские, и женские качества. Где-то обстоятельства требовали проявить жесткость – мужское качество, где-то проявить терпение, сочувствие, внимание – это женские качества.
Я себя причисляю к людям более-менее целостным. И не вижу перекоса в ту или иную сторону – что я мужественная женщина или слишком одомашненная, слишком женственная. Наверное, поэтому особых сложностей не припомню. Клиенты – предприниматели и управленцы – были разные. Но в силу своего опыта и характера я умела находить с ними общий язык и подход к каждому.
Правда, встречаются среди клиентов-мужчин разнохарактерные. Например, есть авторитарные, деспотичные. И с ними лучше быть женственной, спокойной, мягкой. Как говорят, наша сила в нашей слабости. Если с такими мужчинами проявлять жесткие мужские качества, то это будет играть в минус. Тогда я вступлю с ним в конкуренцию, и он будет делать все, чтобы победить конкурента, поскольку в своем бизнесе он именно этим и занимается.
Кроме этого, встречаются мужчины с более выраженными женскими чертами: мягкие, нерешительные. И если понаблюдать, то рядом с таким мужчиной всегда находится помощница с более ярко выраженными мужскими чертами. Если я работаю с таким мужчиной, то ему комфортней, если он видит во мне опору. Я не становлюсь жесткой, но показываю черты, более характерные для мужчин – уверенность, целеустремленность. Он же пришел за этим, именно этого ему не хватает. Он хочет видеть перед собой уверенного человека - это вызовет у него доверие.
Были разные ситуации – все зависит от масштабности проектов. В масштабных проектах я действительно сталкивалась с гендерной составляющей. Когда от меня требовались мужские качества: настойчивость, жесткость, где-то надо было что-то доказать. Мне не хватало твердости, уверенности, жесткости, чтобы настоять на другой сумме контракта. Возможно, мужчину бы не стали прогибать.
Есть мужские сферы, где женщине очень сложно пробиться
Милана Рагимова, генеральный директор «Гермес Консалтинг», региональный менеджер канадской компании PECB.Business & HR Консультант (Баку).
- Я никогда не выбирала лёгких путей ни в жизни, ни в бизнесе. Несмотря на то, что в нашем очень традиционном обществе роли женщины и мужчины вроде как определены, я ломала эти стереотипы с детства. Первые серьёзные деньги начала зарабатывать, ещё учась в школе. Так сложились обстоятельства, что приходилось учиться и работать с очень раннего возраста. В 1990 годы, когда люди не могли сориентироваться, теряли всё, я смогла начать зарабатывать достаточно, чтобы содержать себя, семью и ни в чём себе не отказывать. Это было не просто, хотя навыки, наработанные тогда, помогают по сей день.
В 1997 я прошла достаточно сложный конкурс на первую программу мини–MBA для деловых женщин, организованную в программой TACIS. Эта программа помогла мне понять, какую нишу нужно выбрать и как создать именно эффективный бизнес. Я смогла проанализировать некоторые пробелы и недочёты.
Женщинам в бизнесе часто мешают такие моменты, как отсутствие жёсткости в ведении переговоров о цене или просто неумение сказать НЕТ в нужный момент. В этом плане я достаточно жёсткий человек, и интересы бизнеса всегда для меня стояли на первом месте. Это не всегда нравится окружающим, но бизнес есть бизнес. Тут важно, чтобы всё работало чётко, без лирических отступлений.
Свою консалтинговую компанию я открыла 12 лет назад, вложив в бизнес 500$ и деньги от проданного после развода обручального кольца. Так я начала жизнь с чистого листа.
Плюсы женщины в бизнесе – это гибкость, умение маневрировать в сложных ситуациях, многозадачность, усидчивость. Это помогало мне с первых дней, ведь приходилось трудиться по 12 часов в день. Также в процессе переговоров, например, для получения какого-либо контракта, женщины умеют аккуратно вырулить и добивать необходимые условия, например в области стоимости услуг. Где–то на подсознательном уровне мужчины будут более сговорчивыми, видя перед собой женщину. Обычно на уровне мужских переговоров всё бывает жёстче.
Минусы женщин в бизнесе – гендерное неравенство существовало всегда, и никто его не отменял, хотя мы боремся с ним очень много лет. Есть мужские сферы, где действительно женщине очень сложно пробиться и завоевать позиции на рынке. Моим первым серьёзным бизнесом был ЧОП (частное охранное предприятие ). Это было начало 2000-х и, несмотря на опыт и профессионализм, необходимую сертификацию в своей области, приходилось очень не просто. В силу менталитета, где роль женщины изначально была определена как роль матери, жены и как максимум учительницы было супер сложно доказать, что ты просто профессионал в своей отрасли, и пол тут ни при чём.
За 20 лет многое изменилось, и у нас в стране уже очень много женщин предпринимателей. У меня много планов по открытию новых направлений и проектов. Не думаю, что какие –либо стереотипы будут тормозить мои планы.