Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
546 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Три провала, один продукт: как мы создали IT-компанию в Саранске

Директор IT-компании "Инфомаксимум" Александр Бочкин увеличил прибыль компании в 2 раза благодаря кризису. Какие ошибки он совершил и какие выводы сделал?

b_5ca363dedc44c.jpg

Первый рабочий код написал в 5-ом классе

История нашей IT-компании началась чуть больше 10 лет назад. Саранск, столица Мордовии, сельскохозяйственный регион. Я был студентом местного университета, увлеченным программированием с раннего детства. Первый рабочий код написал в 5 классе и мечтал создавать полезные для бизнеса решения. Путь к успеху был не самый простой, но все получилось, а совершенные ошибки помогли сделать важные выводы.

Три ошибки, один продукт

На разных этапах мы активно занимались разработкой собственных продуктов. Мы были первой и остаемся единственной компанией в Мордовии, которая поставляет на российский рынок ПО готовые IT-решения.

Сначала появилась программа прозрачного шифрования данных для разграничения доступа к файлам. Спрос на нее был, но мы оказались не готовы и опоздали с выходом на рынок. Microsoft выпустила Windows 2000, где функция разделения доступа уже была предусмотрена.

Потом была система управления проектами Maxapt QuickEye. Интерес к этому продукту был, но я решил, что на том этапе важно закончить аспирантуру, поэтому закрыл разработку.

Третий продукт — система планирования Coffee Plan. Наша ошибка была в том, что мы не изучили рынок. В итоге конкурентов оказалось неприлично много, а денег на маркетинг неприлично мало.

Это был самый непростой период, когда действительно казалось, что это конец. Но, откуда-то нашлись силы. Это было в 2013-м году. Я взял 200 тысяч собственных средств, прежние разработки. Так появился наш первый, коммерчески успешный, а главное полезный для бизнеса проект: программа учета рабочего времени CrocoTime.

Кризис 2014-го сыграл нам на руку, как бы странно это не звучало. Крупные игроки начали искать возможности сокращать издержки, при этом повышать эффективность, и мы вовремя предложили универсальный инструмент. Появились деньги для развития, в 2015 году мы были маленькой компанией со штатом менее 10 человек и годовым доходом порядка 9 миллионов рублей. Уже через год показатель прибыли возрос почти в два раза.

Что я понял на этом пути?

Откажитесь от инвесторов и грантов!

Я общаюсь с коллегами из IT-сферы и могу с уверенностью заявить, что проблемы, с которыми сталкиваются стартаперы из нашей среды, очень похожи. Ошибки будут, куда без них, это опыт. А вот как его применить, дело личное. Итак, поделюсь своим опытом:

Инвесторы и грантодатели!

Если есть возможность отказаться от их помощи и поддержки, сделайте это. У нас был опыт разработки за чужой счет. Скажу честно, большая часть времени уходила на составление отчетов. Советую развиваться на собственные средства.

МЕГА-задачи.

Когда наше IT-решение начали покупать, посыпались просьбы сделать функцию специально для компании клиента. И мы шли на встречу, но не всегда оправдано. Например, однажды потратили три месяца на реализацию запроса одной организации, упустив потребности 40% других, которые можно было удовлетворить за две недели.

Плохая работа по оценке ЦА и рынков.

Большая ошибка думать, что именно ваш продукт — уникальный, лучший, нужный. Надо трезво оценивать ситуацию. Чтобы понять, кому понадобится ваше решение, важно очень подробно и грамотно описать ЦА, определить потребности, изучить конкурентов и их предложения. Может оказаться, что их предложение лучше.

Откладывать рекламу и продвижение.

Не надо надеяться, что молва о вашей разработке разлетится благодаря сарафанному радио, и не будет отбоя от клиентов. Нет. Мой совет — занимайтесь продвижением на этапе разработки.

Рекомендации – будьте с командой и в команде!

Мы набили свои шишки, а учатся, как правило, на своих ошибках. Но есть базовые рекомендации, которые помогут сориентироваться и сэкономить время на пути к цели. Все они пришли из моего личного опыта:

1. Будьте с командой и в команде. Особое внимание уделите тем, кто на первой линии. В нашем случае это специалисты техподдержки и отдела внедрений. К ним поступают первые звонки с просьбой помочь решить проблему, ответить на вопрос. Люди должны быть готовы выслушать, успокоить, найти решение. Мотивируйте своих сотрудников, хвалите, общайтесь, отвечайте на вопросы, изучайте их интересы, развивайтесь вместе.

2. Регламентируйте и оптимизируйте собственные процессы. Очень полезное дело, и тут не очень важно, какой продукт вы создаете. Планируйте, оценивайте, анализируйте результаты, меняйте подходы, используйте инструменты для отслеживания хода выполнения задач.

3. Ищите и учите персонал сами. Никаких хедхантеров, никаких кадровых агентств! Мы ищем сотрудников сами, учим сами. Потому что никто, кроме нас, не знает на все 100% специфику работы. И не сможет задать те самые вопросы и оценить профессиональные качества.

4. Цените своих клиентов. Слушайте и запоминайте: что беспокоит, какие проблемы не дают спокойно спать по ночам. Если этого не делать, однажды может оказаться, что ваш IT-продукт не удовлетворяет запросам целевой аудитории, а значит, рано или поздно перестанет продаваться.

Как оказалось, все просто – достаточно внимательно слушать своих клиентов, вовремя реагировать на потребности современного бизнеса и оценивать риски. Благодаря проделанной работе над ошибками мы представили второй продукт: первое российское IT-решение, систему класса process mining для глубинного анализа бизнес-процессов. Итак, будьте бдительны и внимательны по отношению к тем, кто доверяет вашей компании. Следуя этим простым правилам, мы вырвались за пределы Саранска в первый же год.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Александр Куликов
Отличная статья!
Ответить
Anton Politun
Статья огонь, большое спасибо автору. Будем стараться применять советы в своем непростом деле. У нас небольшая региональная студия https://raketa.top/ и дела пока плохи, но надеюсь все изменится)
Ответить
Marina Sipatova
Антон, вам удачи, все получится! спасибо за позитивные отзывы!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.