редакции Выбор
Как я в 17 лет создал онлайн-школу подготовки к ЕГЭ
Вебинары для школьников
Я живу в Ростове-на-Дону, учусь в Южном Федеральном Университете на втором курсе на факультете социологии. В 17 лет я создал онлайн-проект – школу подготовки к ЕГЭ. Идея пришла, когда я сам учился в 11 классе. Я понял, что существующие методы подготовки не очень мне интересны и малоэффективны. И я решил придумать что-то более завлекающее для молодежи, более полезное и результативное. Самый удобный формат – это вебинары, когда человек может пройти занятие в любое удобное ему время и из любой точки. И при этом подача информации будет интересной.
Набрал баллы – получил конфеты
Это как занятия с репетитором. Человек заходит на сайт. Там он видит преподавателя, презентацию и чат. Преподаватель в ходе урока максимально интересно объясняет материал. Преподаватели – это студенты второго-третьего курсов. И еще у каждого ученика есть личный наставник. Это личный помощник, который сам сдал ЕГЭ на высокие баллы, от 85 и больше. Эта вакансия очень желанная, поэтому у нас проходит строгий отбор. В общем, кандидатов было больше 1000, сейчас работает около 15 человек. При отборе оценивались знания и умение доносить информацию. Если тема не понятна, остались вопросы, то можно написать своему наставнику – и он поможет.
Также есть домашние задания, а еще система поощрительных баллов: кто собирает по предмету больше баллов - тот получает приз. Чем больше правильных заданий будет, тем больше баллов. В основном это скидки на наши курсы. Но по некоторым предметам мы высылаем подарки по почте – например, сладости. Подготовиться можно по любому предмету, кроме географии. Потому что этот предмет пока не очень интересен с точки зрения бизнеса – мало кто выбирает его для ЕГЭ. Но потом подключим и географию.
Инвестиции из карманных денег
Первоначальные инвестиции – около 20 тысяч рублей – я взял из своего кармана. Эти деньги я накопил из того, что мне давали родители. На начальном этапе были проблемы с юридическим оформлением. Но потом мы открыли юридическое лицо. Правда, сейчас поняли, что очень много заморочек с бухгалтерией, с налогами. И поэтому хотим перейти на ИП.
Когда мы только запускались, у нас был первый марафон по русскому языку, собравший 10 участников. И все они сдали ЕГЭ на 80+ баллов. На следующий год, когда мы запустили и другие курсы, то накосячили и не подсчитали эти результаты. Но в этом году, конечно, соберем аналитику.
Учитель поет песни
Технически все устроено очень просто. Сайт размещается на обычном конструкторе – я его сделал сам. Для организации уроков используем "чужую" платформу – платим каждый месяц за аренду в районе 10 тысяч рублей.
Преподавателей искали разными способами – некоторых через знакомых, некоторых через рекламу. Собеседования как такового нет. Мы просим человека провести тестовое онлайн-занятие. И сразу становится все понятно. Первое, на что я смотрю – это подача материала. Она должна быть интересной. Потому что вести занятия в онлайн-форме сложнее. Я видел очень много хороших преподавателей, у которых не получалось завлечь аудиторию в онлайне. Потому что у ученика есть множество отвлекающих факторов. И за его внимание надо постоянно бороться.
Мы знаем, что наши основные конкуренты – это не репетиторы и школа, а какая-нибудь популярная онлайн-игра или сериалы. Когда ученик приходит домой, он думает, что ему интереснее – посмотреть сериал или наш урок. И он должен выбрать нас.
Чем популярнее – тем богаче
Отбор преподавателей по десяти предметам у нас занял чуть ли не год. Они должны быть общительными, уметь не просто рассказывать теорию, а разбирать ее на интересных примерах. У каждого преподавателя есть своя фишка. Например, преподаватель математики в перерывах может исполнять песни, чтобы переключилось внимание. Он приводит интересные примеры из жизни.
Мы платим учителям 40% от их индивидуальной выручки. Чем учитель популярнее, у него больше учеников – тем выше доход. Оплата идет не за занятие, а по результатам месяца. Если популярность средняя, то зарплата составляет 15-20 тысяч рублей. А у самых топовых она может доходить до 100 тысяч в месяц. Это ребята из разных городов. У нас есть в Москве преподаватели, в Питере, в Казани и в других городах. Количество занятий у каждого учителя фиксированное. У нас были ситуации, когда клиенты приводили по 4-5 друзей.
ВК и Инстаграм
Мы раскручиваем проект через социальные сети – ВК и Инстаграм, а также тарегитированную рекламу. Я вложил свои последние карманные деньги – 15 тысяч рублей – в рекламу. С этих денег и раскрутился. И теперь у нас месячный бюджет на рекламу составляет около 100 тысяч. Иногда бывает и 200. С блогерами мы еще только начинаем работать.
Самая главная мысль, которую я использую в рекламе, что надо дать ученикам максимальную пользу. Причем, доступную. Наш месячный курс стоит всего 2500 рублей, в то время, как у обычного репетитора 1000 рублей – только 1 занятие. У нас за 2500 ученик получает 12 уроков.
Реклама «купи курс» не работает. У нас это выглядит таким образом: получи формулы по математике или получи конспекты по самым сложным темам по такому-то предмету. Т.е. человек видит в рекламе полезный бесплатный материал. Он приходит к нам и получает этот материал. И уже потом мы рассказываем в переписке, кто мы такие, какие курсы у нас есть. Самое главное – это давать пользу!
Деньги
Главная проблема в нашем бизнесе – это сезонность. Летом, конечно, продаж почти нет. А чем ближе к ЕГЭ, тем выше ажиотаж. Самый пик продаж – это май. Поэтому прибыль бывает абсолютно разная. В среднем от 100 до 250 тысяч рублей в месяц.
Емкость этого рынка около 700 тысяч школьников, а сейчас обучается всего около 700. Нам есть куда расти. В перспективе планируем сделать разные онлайн-курсы, например, по английскому, по актуальным навыкам – тайм-менеджменту, финансовой грамотности. Идей очень много! В принципе, можно создать альтернативу школьной системе образования.
Сейчас у меня уже большая команда – 20 человек. Это преподаватели, отдел продаж, люди, которые помогают делать контент для нашей социальной сети. Они оказывают большое влияние на проект. В начале бизнеса меня поддерживал "Южный" IT-парк в Ростове-на-Дону. Эта организация, которая помогает молодым предпринимателям пройти путь от идеи до первых продаж. Я пришел туда без четкого сценария, что я хочу делать, как будет выглядеть проект, а на выходе получил проект с первыми продажами.
Когда я основал проект, то вопрос финансовой мотивации даже не стоял. Мне важно было создать самый крутой продукт, дать людям из маленького городка возможность поступить в крутой вуз. Я хотел показать, что можно получить хорошее окружение и развиваться дальше. А недавно я понял, что могу уже ездить в путешествия, сам себя содержать, а не у родителей просить. Но у меня до сих пор нет целей, связанных с деньгами. Я просто хочу сделать самый полезный, самый лучший продукт в сфере образования.