Главное Свежее Вакансии   Проекты
Разместить своё объявление
33 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как я потерял 7 миллионов на ресторане быстрого питания

Шесть лет назад я с партнерами открыл ресторан по франшизе, это был известный и популярный, особенно на западном рынке ресторан быстрого питания - Subway, но как выяснилось в последствии, этот бренда хоть и узнаваем в России, но абсолютно не соответствует менталитету.

Мне было 24 года, закончил университет, сходил на годик в армию, проработал год в Сбербанке, уже успел открыть микро-бизнес по поставке металлических изделий на АЭС и не очень благополучно закрыть, хотя и без убытков, об этому будет отдельный пост.

Так вот, история началась, когда мы с моим другом решили стать бизнес-партнерами, каждый из нас уже имел жизненный и предпринимательский опытом, хоть и совсем не большой, но амбиций и смелости нам было не занимать.

Начали мониторить рынок в поисках доходных идей, проработали множество сегментов и остановились на общепите. Маленкое отступление: удивительно, но если бы в один момент я проявил твёрдость, то вместо ресторана открыли бы теплицу в которой выращиваем клубнику. :) Просчитали эту нишу, изучили рынок, технологии, рассчитали освещение и другие сопутствующие моменты, но незадолго до окончательного решения запускаться меня отговорили… Возможно это было ошибкой, учитывая что примерно через год Россия аннексировала Крым и началась эра импортозамещения. Но знаете, есть такое правило в покере - никогда не жалей о сброшенных картах, ни к чему страдать о том, что уже сделано и представлять как все могло быть, если бы не сбросил, подобное толкает на неоправданный и необдуманный риск, но давайте вернёмся к теме.

После нескольких месяцев планирования с партнёром решили - зачем строить бизнес с нуля и наступать на мыслимые и немыслимые грабли, когда можно взять готовое решение и опробовать чужую методологию, готовый бренд со своей историей, с бюджетами на маркетинг, со своей сетью поставщиков, и за разумные деньги. Выбор пал на франшизу быстрого и практически полезного питания SUBWAY.

Но вот незадача - западная франшиза, паушальный взнос в долларах, оборудование в долларах, роялти в долларах… Наступил 2014 год, доллар начал стремительно расти… Итог - вместо запланированных 4х миллионов пришлось потратить 7, хотя здесь значительную роль сыграла также дороговизна ремонта и сопутствующие не запланированные расходы, об этом расскажу чуть ниже.

Мы заключили концессионный договор с Сабвей, оплатили паушальный взнос, если мне не изменяет память в рублях вышло что-то в районе 500 000 рублей, два моих партнера поехали на обучение в Питер, по договору один-двое из нас были обязаны пройти обучение, пару недель изучать технологию и особенности франшизы, штаб-квартира и центр обучения франчайзера находились в Питере, к расходам можно добавить еще и проживание двух парней + питание в течении двух недель.

Пока ребята обучались я занимался переговорами с потенциальными арендодателями, с менеджерами Сабвей и с поставщиками оборудования. Нашел идеальное как нам показалось помещение, рядом со строительным университетом, поблизости находились только «Робин-Сдобин» да «Русский аппетит» кто не знает - это такой супер-эконом фастфуд в Воронеже.

Аренда 90 кв.м обошлась нам порядка 70 000 рублей в месяц.

Так вышло, что арендованное помещение, которое к слову принадлежало до этого одному из филиалов сбербанка, пришлось значительно модернизировать: перестелить пол, провести дополнительную канализацию для второго туалета в зоне посетителей, из-за «худых потолков» пришлось также раскошелиться на шумоизоляцию всего помещения, важно еще учитывать что над потолками типа Армстронг нас ждали не только деревянные полы верхнего этажа с щелями толщиной в палец, но и металлическая защитная «клетка», доставшаяся в наследство от прошлого арендодателя, к ней пришлось кое как крепить звукоизоляцию. Также потребовалось дополнительно прокладывать свою электроподстанцию на 50Квт, потому как обещанную мощность нам так и не предоставили, оказалось подстанция что питала окружающие здания принадлежала одному весьма влиятельному челу и всю её мощность он уже потреблял, и соседним домам худо-бедно раздавал.

Идём дальше.

С учетом нового курса доллара, взлетевшего до небес пришлось покупать б/у оборудование по цене нового, возможно даже дороже.

Но дело начали, нельзя бросать и необходимо идти до конца.

Через месяц-полтора мы открылись. Выручка первые месяцы составляла в среднем 25 000 рублей в день, что для такой площади помещения было хорошим показателем, и наши расчеты оказались даже пессимистичными, по крайне мере в отношении выручки. Разделили обязанности: один партнер взял на себя роль директора, а мы с другим партнером встали за прилавок и на кассу, также наняли одного сотрудника в помощь, и пошло поехало.

Клиенты были довольны, качество и вкус продукции ни раз отмечалось как лучшее в городе среди наших коллег-франчайзи, да мы и сами это понимали: овощи, мясо, грибы, булочки были всегда в ресторане самые свежие, на продуктах не экономили, все предписания по срокам строго соблюдались (просрочка хоть на час списывалась согласно протоколу, например тунца по ГОСТ можно хранить не более 12 часов).

В обед к нам выстраивалась очередь от прилавка до улицы, хотя основной зал бы не такой уж и маленький 70 метров, на 15-20 посадочных мест (точные цифры уже не помню). Всё шло удачно, мы с ребятами уже обсуждали бизнес-план по открытию следующей точки, спустя 2 месяца наняли ребят, которые заменили нас у прилавка и кассы, на кухне и занялись стратегическим развитием, проработкой нового ресторана и т.п.

Все началось через пару месяцев после открытия, когда мы проанализировали реальные цифры и поняли то, что бизнес- модель, что предоставил франчайзер в целом была не рабочей. Стало понятно, что даже если продолжать наращивать выручку - расходы будут расти параллельно и выйти в прибыль не получится. Цены на конечный продукт регулировать мог только франчайзер, а поставщики, которых нам настоятельно рекомендовали - давали цены выше рыночных.

Мы заменили рекомендуемых поставщиков на местных, так удалось снизить расходы на продукцию, но этого было недостаточно. Почасовую ставку по сотрудникам мы снижать не могли, она и так была минимальная по рынку, гастарбайтеров или неадекватов без медицинских книжек мы не позволить себе не могли, хотя зарплатный фонд сжирал большую часть выручки. Не стоит забывать что также мы ежемесячно должны были оплачивать роялти, а это еще + 8% от выручки (не путать с прибылью), так еще и налоги: ЕНВД + налоги на сотрудников, все сотрудники хоть и на минимальную зарплату проведены были, но все же в белую.

К этому добавились походы проверяющих, которые высасывали нарушения из пальца и выписывали штрафы на 200 000 - 300 000 рублей, благо через партнера подобный беспредел удавалось урегулировать, но без крови они все равно не уходили, откупаться приходилось за 30 000-40 000 рублей. Аренда и платежи за электричество, воду, ремонт и обслуживание оборудования, как вы понимаете тоже никуда не делись.

Но даже в этих условиях нам удавалось срабатывать в небольшую прибыль или как минимум в ноль. Беда пришла откуда ждали, конечно мы ждали беды, учитывая место, но все же не рассчитывали на неё, да и не уверен что могли как-то к ней качественно подготовиться. Для сведения: когда мы открывались - рядом было 2 общепита. Когда мы закрывались их насчитывалось в округе больше 10, рядом в торговом центре открылся Макдональдс, в районе 100 метров были кондитерские, шаурмечные, шашлычницы или как их там правильно называть, пиццерия и суши-хрень разнообразная, но не буду забегать вперёд.

Мы боролись всеми силами, устроились на работу вдвоем с партнером чтобы покрывать ежемесячный минус, один из нас всё также оставался директором компании. Наша выручка после открытия Макдональдс упала ровно вдвое, до 12 000 рублей в месяц.

Мы оптимизировали всё что было возможно, сотрудники работали по 1-2 человека в смену, вместо 3-4х как раньше, все продукты для сендвичей была местные, но по прежнему качественные.

Проводили промоакции, партнёрились с другими общепитами, удалось договорится разместить заметную рекламу прямо в строительном университете, но поток посетителей что был раньше - больше к нам не поступал, он разделился между несколькими новыми участниками, с большим перевесом в сторону Макдональдс.

Роялти пожирало нас, как и отчисления в рекламный фонд франчайзера. Мы размышляли над тем, чтобы снять вывеску Сабвей и продолжать торговать той же продукцией в нарушение договора, но это было не самым лушчим выходом. Нам удалось провести переговоры с Сабвей и получить разрешение на открытие на своей площади, в этом же помещении сопутствующий фастфуд: с бургерами, пиццей и шаурмой, к сожалению без блек-джека и путан. :D

Но и это не помогло, хотя выручку удалось увеличить до 18 000 рублей, расходы тоже выросли, также вложились в новое оборудование и микро-ремонт.

Спустя несколько месяцев минус нашей компании составлял в среднем 150 000 - 250 000 рублей в месяц. Занимать ни у кого уже больше не стали, но как писал чуть выше - трудились параллельно на других работах ради покрытия минусов.

Прошло еще несколько месяцев и мы приняли твёрдое решение - закрывать это убыточное предприятие, людей распустить, а оборудование продать. Часть долгов этим и покрыли, но значительная часть осталась. Минусы честно делили поровну, долги также раскидали равномерно. Друзьями остались, хотя отношения немного испорчены.

Что из этого жизненного урока вынес и что посоветую другим:

-после того как вы всё точно рассчитали по бизнес-плану удвойте расходы, а прибыль разделите на 3, тогда и получится приблизительно реальная цифра;

-не спешите думать о масштабировании, сконцентрируйтесь сначала на текущем бизнесе;

-не начинайте бизнес на все деньги что у вас есть и не занимайте на еще не работающий бизнес, начните с маленького. Например перед тем как открыть Subway мы планировали открыть по франшизе кондитерскую или пекарню, которая обошлась бы в миллион. Разумно было так и сделать, открыть точку за миллион и потом масштабировать до 7 точек на общую сумму в 7 миллионов, такой подход был бы устойчивым;

-не стоит в России брать франшизу западных или европейских компаний, курс доллара и евро может запросто похоронить ваш бизнес. Также не забывайте о поправке на менталитет, особенности национального характера могут убить любую бизнес- модель. Фишка Subway это "собери сендвич сам", но эмпирическим путем мы выяснили, что большинству людей не хочется лишний раз думать и выбирать, многие начинали тупить при заказе и раздражались;

-не принимайте поспешных решений, всё тщательно проверяйте, нанимайте спецов или более опытных ребят для досконального изучения помещения, коммуникаций к нему и никаких обещаний и гарантий на словах от арендодателя, на всё у вас должно быть письменное подтверждение;

-торгуйтесь с арендодателем, делите расходы, ваш ремонт, это неотделимые улучшения, которые останутся за хозяином помещения, вы заберете лишь оборудование и съемные предметы. Адекватный арендодатель понимает это и может включить ремонт в счет аренды, хотя бы частично;

-не тяните с убыточным бизнесом, чем раньше вы отсечете гниющую плоть, тем лучше.

PS: ребята, если думаете, что бизнес и работа на себя это сплошное развлекалово - то спешу вас расстроить, это не так. Будьте готовы страдать и драться.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.