Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
😼
Выбор
редакции
515 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Разработка без MVP. Антикейс №1 — разработка интернет-магазина товаров

Мы уже рассказывали, почему разработку лучше не начинать без MVP. В этой статье покажем пример, когда бизнес не стал проверять бизнес-идею, и к чему это привело. Читайте и не делайте так никогда :)

Первый кейс посвящён разработке интернет-магазина специфических товаров, которые можно классифицировать на несколько категорий. Товары — сложный для начинающего предпринимателя бизнес в интернете. Всё получится в одном случае из ста — если угадать с нишей. Ошибиться очень легко.

Для предпринимателя было важно сохранить возможность пользователей общаться в формате С2С, создавая свои кабинеты продавца и покупателя для дальнейшего взаимодействия.

Ожидание


В начале проекта заказчик сказал, что уже сделал подготовительную работу по изучению нужности продукта:

  • Изучил рынок, знает всех игроков и пообщался с целевой аудиторией.
  • Нашёл партнёров и договорился с теми, кто готов стать поставщиком товаров для маркетплейса.
  • На словах подтвердил инвестиции на маркетинг и на продукт.

Реальность


Оказалось, что рынок не был проверен на готовность поставщиков загружать товары прямо в интерфейсе, а покупатели не заинтересованы покупать их в таком формате. Согласованные на продвижение проекта средства так и не были выделены.

Вся работа по проектированию сложнейшего бизнес-процесса, его автоматизации не просто не пригодилась, а ещё и мешала при работе с теми немногими клиентами, которые приходили на сайт с бесплатных каналов.

В итоге покупатели обрабатывались мимо автоматизированного процесса, полностью вручную.

Это очень простой и типичный кейс медленной смерти проекта — окончательно всё понятно всем участникам стало за полтора года.

Как же следовало подходить к разработке изначально?

Как надо было сделать


Чтобы проект получился, нужно проверить его нужность, а потом делать MVP. В случае с товарами нужно выдвинуть две гипотезы и проверить их:

  1. Потребность продукта для ЦА.
  2. Функционал продукта — чего будет достаточно для использования, а что лишнее.

Проверка гипотезы потребности продукта


Правильно


  • Люди испытывают сложности из-за того, что некие специфические товары не продаются онлайн.
  • Люди будут готовы покупать онлайн некие специфические товары только определённой категории. Задача гипотезы — выяснить, есть ли специфика среди категорий, и если есть, то с какой категории надо начинать зарабатывать доверие.

Неправильно


  • Не проводить совсем никакого исследования: полевого или кабинетного.
  • Люди будут готовы покупать некие специфические товары онлайн. Гипотезу проверить очень трудно — категорий много, опубликовав их все, не будет фокуса, не будет ясно, что почему получилось или не получилось.

Комментарий


Ещё до стадии, когда есть идея проекта, неплохо бы убедиться, что людей хотя бы немножко беспокоит отсутствие возможности для онлайн-покупки неких специфических товаров; или готовы ли люди покупать специфические товары онлайн какой-то определённой категории.

Постепенное развитие продукта дало бы преимущество не только в формировании правильной бизнес-модели, но и в органическом формировании аудитории, что крайне важно для любых проектов.

Проверять то, каким должен быть продукт, тоже важно, чтобы не сделать лишний функционал.

Проверка гипотезы разработки продукта


Правильно


  • Людям будет достаточно странички со списком товаров, чтобы принимать решение о покупке.
  • Поставщики будут готовы самостоятельно публиковать на сайте некие специфические товары.

Неправильно


  • Людям необходима корзина, личный кабинет, биллинг и интеграция со службой доставки, чтобы они покупали.
  • Вообще не думать о степени готовности поставщиков выкладывать товары на новый сайт.

Комментарии


Нужно упрощать или эмулировать продукт, а не разрабатывать и усложнять.

Стоило поставить под сомнение, что поставщик будет сам что-то публиковать и вообще исключить фичи для поставщика. Проверить это легко с помощью Typeform/ Google form для поставщиков.

Оказалось, чтобы заставить продавца загрузить товары, нужно как следует поработать над спросом.

Выводы по антикейсу


В условиях, когда клиент располагал достаточным ресурсами для запуска добротного MVP, следовало сфокусироваться исключительно на публикации новых товаров, формировании сообщества продавцов и уточнении их привычек.

Спустя 2 года проект к этому и пришел: администраторы сайта выкладывают товары самостоятельно через админку, а пользовательская часть не используется вообще. Деньги продавцам распределяются не биллингом продукта, а руками основателя.


Мы проделали очень много лишней работы по интеграции с банком и службой доставки, которая либо не пригодится вообще, либо пригодится не скоро. Следовало собрать несколько сотен товаров и выложить их на сайт в виде каталога. Самое важное — найти те категории товаров, которые готовы покупать онлайн.

На первой стадии не нужно делать вообще никаких личных кабинетов — дай бог кто-то хоть что-то закажет. Заказ всегда можно оформлять простой формой обратной связи или фейковой формой оплаты. Доверие на первом этапе надо заслуживать ручной обработкой каждого клиента, а не сайтом.

Спрашивается: зачем было так потеть и тратить столько ресурсов? Если бы проект развивался постепенно, то:

  • Ресурсы, и временные, и финансовые были бы сэкономлены.
  • Был создан только тот софт, которым бы действительно пользовались: например, каталог товаров.
  • Мотивация всех участников проекта не находилась бы в жопе; ожидания рынка не были бы не оправданы.
  • Органическое комьюнити было бы сформировано до начала разработки.

Проработка бизнес-идеи важна на любой стадии проекта — перед MVP или в самом расцвете бизнеса. Никогда не знаешь, к чему может привести та или иная идея и решение — все нужно тестировать и проверять.

Чтобы убедиться, что вы все делаете правильно, напишите нам. За 10 лет мы запустили 40 сложных программных продуктов для частных инвесторов, крупных бизнесов и государственных организаций. Поможем и вам: WB—Tech Consulting.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.