Не загуляй летом: как контролировать себя и офис, когда всем всё лень
Наша компания, как многие, в один «прекрасный» момент перешла на удаленку, которая, как ни крути, несколько расслабила всех. Но сейчас мы вернулись в офис. Летом и без того настроение всегда далеко от рабочего, а тут еще и «восстановительный» период после дистанционной работы сыграл не в плюс. С летней прокрастинацией пришлось бороться, что говорится, всем миром. Как это было — расскажу ниже.
С июня по сентябрь причин откладывать дела на «чуть попозже» еще больше, чем обычно:
Погода
У меня ощущение, что летом вообще нет удобного момента для работы.
Пока прохладно утром, стараешься «зацепить» это лайтовое состояние. Когда температура спадает ближе к вечеру, все силы уже «высосала» жара.
А когда столбик термометра неуклонно ползет вверх, мозг вообще отключается. Кстати, американские социологи рассчитали взаимосвязь: повышение температуры воздуха на 1 градус выше 22 снижает продуктивность на 3,6%. Нехитрые вычисления и получается, что при 32 за окном работоспособность падает на 36%. И, судя по своему состоянию в жаркий полдень, американским ученым я верю.
Сон
Летом, мне кажется, все превращаются в молодежь. Ту самую, что «утром не разбудишь, ночью не найдешь». В вечерней прохладе все больше соблазна посидеть в компании друзей подольше, выпить чего-нибудь освежающего побольше. О какой продуктивности на следующий день тут можно говорить?
Настроение
Летом в офисе всегда «пахнет» отпуском: то загорелые коллеги с горящими глазами рассказывают, как побывали на курорте, то сам планируешь и предвкушаешь поездку. В этом году все сложилось иначе. Но мечтать о «каникулах», придумать, как провести отпуск с условием еще существующих ограничений, никто не перестает.
Как в любой компании, у нас есть общий план действий на лето, который спасает от критичных провалов.
Планирование отпусков
Классика жанра, которая позволяет не только понять, кого, кем и когда заменить. Мы смотрим на этот график глобальнее и определяем пару-тройку недель, когда не стоит планировать большие проекты.
Передача дел
У нас есть практика составления чек-листов передачи дел перед отпуском. Даже работая в тесной связке, иной раз не заостряешь внимание на мелких задачах коллеги. А когда он отправляется в отпуск, резко наваливается куча неотложных, пусть иногда и неглобальных, дел, которые, к тому же, еще и не понятно кто должен выполнять. С таким чек-листом меньше вероятность упустить что-то важное, есть возможность заранее распределить, кто и что дополнительно берет на себя на время отпуска коллеги, а не сваливать все на одного человека. Да и самому «замещающему» проще встроить дополнительные обязанности в свои повседневные.
Конкретные задачи
Как правило, все знают, что должны сделать за день/неделю/месяц. Но когда настроение по-летнему легкое, можно и перенести, и расслабиться. Поэтому у нас летом особенно акцентируют внимание на постановке задач — так сказать, напоминают почаще, что делать нужно все и в срок.
Доска успеха
Есть такая практика — отмечать тех, кто каким-то образом умудряется держаться и не поддается летней прокрастинации. Тут и психологический момент: если смог оставаться продуктивным один, это замотивирует и другого. Работает.
Шаги навстречу лету
Летом мы все же переходим на особый режим работы. Во-первых, немного расслабляемся в дресс-коде. Во-вторых, к привычному обеденному перерыву добавляем промежуточные коротенькие паузы, которые не возбраняются.
Вместе с этим учитываем время таких «плавающих» перерывов, чтобы сотрудники не увлекались и знали, сколько работают, а сколько отдыхают. Этот вопрос решили с помощью тайм-трекеров.
Приложение выбирали по принципу «пусть не отвлекает, считает, само все делает», чтобы дополнительно не нагружать и без того не всегда настроенных на работу сотрудников. Попробовали несколько:
Timely. Приложение очень похоже на календарь. В этом — и плюсы, и минусы. Есть отдельный трекер для каждого шага, можно создать задачи, чтобы потом со спокойной душой поставить галочку «исполнено». Для проектов можно указывать дедлайны и получать напоминания о приближающемся критическом сроке исполнения. Но это все, как ни крути, несколько отвлекает — чтобы не забывать что-то сделать, нужно не забывать открывать и кликать. Не самое «самостоятельное» решение.
TMetric. Неплохой тайм-трекер. Интуитивно понятный, интерфейс без заморочек. Интегрируется с самыми популярными планировщиками, что тоже плюс. Фиксирует всё: и работу, и отвлечения. По итогу представляет информацию в виде временной шкалы — наглядно и понятно. Отмечает веб-сайты, где зависаешь дольше, чем на 10 секунд. Вроде бы неплохо. Но приложение то и дело лагает. А это — большой минус.
CrocoTime. Достаточно простой, при этом настройки обширные, чтобы подогнать приложение под цели. Большой плюс — «самостоятельность» этого ПО: включается вместе с компьютером, а если в течение рабочего дня не «чувствует» отклика мыши или клавиатуры дольше, чем 5 минут, значит, сотрудник взял паузу — прогул не ставит, но отмечает время как незадействованное в работе. Не отвлекает, но мониторит сайты, где проходят рабочие (казалось бы!) минуты и отмечает те, что не относятся непосредственно к направлению деятельности.
По итогу все эти шаги помогают не утонуть в летних мечтах окончательно. Во-первых, все чувствуют, что компания лояльна и готова пойти на уступки. Во-вторых, коллеги четко знают, что должны сделать, чтобы не подвести друг друга, отправляясь в отпуск. В-третьих, несмотря на общие настроения, трудно совместимые с продуктивной работой, благодаря тайм-трекеру (угадайте, на чем остановились мы?) каждый может видеть, насколько работоспособен и где надо подтянуться, чтобы не упасть в глазах коллег и руководства.
В общем, не думайте, что лето — это на 100% провальный период в работе. Действуйте с учетом настроений коллектива и не забывайте обращаться к современным технологиям. Они точно покажут, что происходит в рабочих кругах.