Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
2 762 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как решить проблему с бесконечными правками клиента при разработке сайта

«Ещё нужно поиграть со шрифтами, эту кнопку сделать больше и...» — с подобными правками сталкивается каждый, кто занимается созданием сайтов. Всё бы ничего, но иногда их количество превышает все разумные рамки.

«Ещё нужно поиграть со шрифтами, эту кнопку сделать больше и...» — с подобными правками сталкивается каждый, кто занимается созданием сайтов. Всё бы ничего, но иногда их количество превышает все разумные рамки. Вот и получается, что вместо работы над новыми проектами увязаешь в бесконечном потоке «хотелок» и вкусовщины. Причём, бесплатно. Как этого не допустить и выбраться из порочного круга «правочек» — в нашей статье.


Договор дороже слов


Как ни банально, лучшее средство от череды переделок — это бюрократия. Без неё вы раз за разом будете наступать на одни и те же грабли: договариваться с клиентом о работе, выполнять задачу и в ответ получать один перечень правок за другим. Так в никуда уходят человеко-часы и вместе с ними теряются деньги. Чтобы этого не происходило, достаточно заранее всё рассчитать и зафиксировать в договоре.

Неважно, какой вы используете подход к разработке проектов: гибкие методологии, классическую «водопадную» модель или «и так сойдёт». В конечном счёте стоимость сайта всегда можно свести к часам работы каждого специалиста, занятого проектом. А значит всё, что вам нужно сделать — это заранее заложить в договор энное количество правок, которые вы готовы внести бесплатно, и обозначить почасовую стоимость любых дополнительных работ. Тогда вам не придётся отказывать клиентам в их праве на правки или работать себе же в убыток.

Как всё рассчитать


Чаще всего клиенты вносят правки на этапе прототипирования сайта и в ходе разработки макетов страниц. Разберёмся с каждым случаем по отдельности.

1. Правки на этапе прототипирования


Во многом именно прототипы определяют юзабилити будущего сайта. На этом этапе клиенту следует предоставить больше возможностей для внесения изменений и корректировок. Риск столкнуться со вкусовщиной при работе с прототипами минимальный, а изменения в логике работы и размещении различных элементов на этапе проектирования — нормальная ситуация.

Не бойтесь чаще общаться с клиентами и объяснять, почему вы приняли то или иное решение: зачастую они имеют плохое представление о юзабилити и не знакомы с правилами проектирования сайтов, поэтому могут вносить не всегда уместные корректировки. Разговаривайте, объясняйте и убеждайте, ваша задача — найти золотую середину между пожеланиями клиента, юзабилити и здравым смыслом.

Мы рекомендуем ограничить количество правок соответственно типу разрабатываемого сайта:

  1. Лендинги: 5–7 правок.
  2. Многостраничные сайты: 5–7 правок по главной странице, не более 5 по внутренним (всего не более 20 по всему сайту).

Важно, чтобы правки по странице предоставлялись сразу «пакетом», а не порционно, в противном случае процесс может затянуть разработку. Чтобы этого избежать, также лучше брать в работу не больше двух пакетов правок по каждой странице сайта.

Всё, что выходит за рамки озвученных условий, оплачивается отдельно и зависит от стоимости часа работы специалиста.

2. Правки на этапе дизайна


На этапе проектирования принятые решения заказчику можно объяснить повышением юзабилити и продающих качеств сайта. С дизайном это не пройдёт. В вопросах оформления клиент ориентируется на собственный вкус и предпочтения. Его можно понять: когда заказчик обращается в агентство за сайтом с индивидуальным дизайном, он хочет, чтобы с его точки зрения всё было идеально. Но, как показывает практика, именно на этом этапе пожелания клиента приобретают максимально субъективный характер. Бездумно выполнять каждое из них — заведомо проигрышный вариант. Лучше попытайтесь аргументировать принятые решения рациональными доводами: удобством мобильной адаптации, лучшим опытом для пользователей и другими. И также донесите до клиента следующие правила работы:

  1. Сначала — прототипы, потом — макеты. Именно в таком порядке и никак иначе. Внести правки в прототип можно на этапе прототипирования, если же он уже согласован и вы работаете над макетом, вносить корректировки в структуру страницы уже поздно. Сделать это можно единственным способом: остановить работу над дизайном, вернуться к нужному макету и доработать его отдельно, согласно почасовой тарификации.
  2. Дизайн согласовывается поэтапно. Например, при работе над главной страницей сначала готовятся первые два экрана и обсуждаются с клиентом. Если концепция его устраивает, можно внести до 5 правок и продолжить работать в заданном стиле. По завершении работ вносится ещё до 5 правок. Затем начинается работа над внутренними страницами, по каждой из которых клиент может выслать не более 3 корректировок.
  3. После вёрстки все правки оплачиваются отдельно. Если макет был согласован и свёрстан, но клиент решил его изменить, такая работа тарифицируется отдельно. Оплачивается количество часов каждого специалиста, задействованного в работе над изменениями.

Что обсудить с клиентом до начала работы


Ограничить число правок, входящих в стоимость проекта, — не единственный способ сократить количество корректировок. Работу с клиентом нужно выстраивать от и до. Вот несколько советов, которые помогут её организовать:

  1. Составьте чёткий бриф и обсудите как можно большее количество вопросов. Подготовьте анкету, которую клиенты будут заполнять до того, как вы начнёте работу. Будьте готовы к тому, что нормально её почти никто заполнять не будет — в большинстве случаев с заказчиком придётся обсуждать непонятные моменты и запрашивать у него дополнительную информацию. Обязательно всё фиксируйте письменно, согласовывайте и подписывайте — получившийся документ станет одним из основных при разработке сайта.
  2. Обсудите объёмы и промежуточные этапы до начала работы. Составьте и согласуйте с заказчиком график работ, а также определите контрольные точки — дни, в которые вы будете согласовывать выполненные работы. Заложите в план чуть больше времени, чем вам потребуется и заранее оговорите количество входящих в стоимость правок для каждого этапа работ.

Как работать с документами


Одно из главных правил — подписывайте акт выполненных работ после закрытия каждого этапа работ. Этот документ станет для вас спасательным кругом, если клиент захочет внести корректировки после выполнения тех или иных работ. В среднем в ходе одного проекта набирается 4–5 актов.

Чтобы сократить риски до минимума, также рекомендуем придерживаться следующих советов:

  1. Всегда работайте по договору и предоплате.
  2. Работу над проектом разбивайте на этапы: прототипирование, дизайн, вёрстка и т.д. В договоре указывайте стоимость каждого из них и по завершении работ подписывайте акт. В таком случае, если что-то пойдёт не так и договор придётся разорвать, деньги нужно будет вернуть только за невыполненную работу.
  3. Подготовьте бриф и на его основании сформируйте хотя бы минимальное техническое задание, если клиент пришёл без него (а так оно обычно и бывает). Идеально, если подготовку ТЗ вам оплатят.
  4. В договоре укажите, когда клиент должен вам что-то предоставлять: тексты, изображения и т.д. Уточните, что работа начинается только после отправки клиентом этих материалов.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Ан Ру
Канал Клич ТВ всегда рад видеть вас подписываемся https://www.youtube.com/channel/UC7XAv4CjLRlxPzutJb3m9WA
Ответить
Alex Naghtigall
Кто до этого не дойдет, тот много шишек на лбу набьет.... Сколько раз зарекался работать по четко прописанному договору, но скатывался иногда на устную договоренность на мелкие правки. А после им не было конца.....Один раз делал лендинг - в итоге доработок и правок набралось на целую мини CRM для обработки заказов клиентов.
Ответить
Kap4inko 128372
прописывать четкое ТЗ
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.