Как понять, что перед вами франшиза, которую стоит купить
Человек ищет готовую, упакованную франшизу. Он не хочет тратить времени на составление собственного, не прошедшего апробацию бизнес-плана. Заодно он ищет чек-листы, что позволят ему не ошибиться с выбором.
Чек-листы подскажут, где стоящее дело, а где он попросту потратит, возможно, даже не свои деньги. Правда, этих чек-листов в интернете столько, что, кажется, пора бы вообще тему закрывать. Но часто оказывается, что их составляли люди, никакого отношения в франшизам не имеющие.
От первого лица only
Из огромного количества франшиз на рынке выбирайте только те, которые продает само головное предприятие. Никаких фирм, занимающихся посредничеством или упаковкой франшиз, — только партнерские отношения от первого лица. Именно в этом случае есть возможность проследить путь компании и учредителей, посмотреть, как они себя зарекомендовали на рынке, изучить их бэкграунд. Нужно обратить внимание на длительность коммерческой или производственной деятельности. Если вам предлагают франшизу бизнеса, который существует только полгода, предложение сомнительно. У такой компании практически нет оцифрованного опыта. Одно дело — вложение в стартап, но франшиза все-таки принципиально другой продукт, от которого потенциальный франчайзи ждет другого результата. Поэтому с позиции оценки рисков, стоит присматриваться только к тем, кто имеет за плечами несколько лет работы. У них будут реальные цифры рентабельности, а не нарисованные или взятые прямо из светлых и кудрявых голов с горящими от неизвестности глазами.
Цифры + люди
Встретиться с основателями, поговорить с ними, покопаться во всем, до чего дотянется ваш пытливый ум, — обязательно. Это не странно, не навязчиво, такой подход нормален. Более того, если управляющая компания относится к вашей дотошности нервно — это сигнал. Поскольку для эффективного бизнеса дотошный франчайзи — удача для компании. Обязательно проследить историю компании. И так же обязательно связаться с несколькими партнерами, которые уже работают по франшизе. Только тогда можно будет понять, насколько прочен фундамент головной компании и как широко он будет простираться под вами.