Куда податься: государственная или частная школа?
Я мать-одиночка, работаю в IT-сфере, времени на ребенка совсем не остается. И да, это прозвучит ужасно, но мне нужно было придумать, как компенсировать этот недостаток внимания. Особенно чувствительных мам прошу тапками в меня не бросаться, такова правда моей жизни, и я просто делюсь опытом.
Итак, причины, по которым мы выбирали, я указала. Основная — это недостаток времени. С самого детского сада я понимала, что не будет у меня возможности возить сына в кружки, секции и так далее. Поэтому задача была на входе такой:
- найти школу, где будет предоставлен широкий спектр дополнительных занятий в стенах школы;
- чтобы с ребенком могли позаниматься дополнительно в случае необходимости, после занятий. И не делали из этого драму;
- чтобы добираться было удобно, даже при условии, что в планах стоял найм няни из серии "забрать ребенка из школы, доставить домой (опционально).
Допом шли хотелки: чтобы класс был не перегружен (ха-ха, особенно для Москвы — практически невыполнимое требование); чтобы педагоги-лапочки (размечталась, я знаю). Ну и наконец, чтобы был психолог в школе. Потому что я помню свои школьные годы. Когда конфликты со сверстниками и буллинг были нормой жизни, учителя в 90-ые не очень-то переживали на эту тему, мамы и папы просто пытались выжить, им вообще было не до нас.
Как я это сделала!
- Сына попросила составить список того, чего он ждет от школы! Малой постарался, там на первом месте — большая детская площадка. Ну, а почему бы и нет.
- Стала сравнивать отзывы реальных людей. Я была весьма надоедлива, писала, звонила, фиксировала ответы.
- Ходила на собрания. Да, вот так можно. В частные школы вообще без проблем пускают — дни открытых дверей, бесплатные ознакомительные визиты. В государственных по зданию особо не побродишь, но задать ряд приятных и не очень вопросов можно. И нужно!
Вывод первый: государственная школа — это отсутствие выбора.
Вот тут можете кидаться тапками, но:
- живешь в Домодедово, а хочешь в гимназию в центре? Закатай губу, иди учись в Химках. В ближайшей по месту прописки школе;
- переполненные классы, особенно в старых районах;
- недостаток кадров и уставшие учителя. Я им очень сочувствую. В классах от 28 детей, первоклашки! Крики, слезы, иногда драки. А им или учить, или разнимать, или с отчетами бегать;
- государственная школа — авторитарное государство. Мнение родителей выслушают, и на том спасибо. Мнение детей — вообще не интересно, отчасти оно оправдано. В массовых мероприятиях участвуем в добровольно-приказном порядке;
- психолог — личность номинальная. Ей, чтобы со всеми детьми хоть немного поработать, жизни не хватит. Зато тестики проводят регулярно. Потом родителям грозят пальцем: мол, плохо вы ребенка-то воспитываете, у него вон наклонности нездоровые, судя по тесту;
- допуслуги есть. За деньги, конечно. Я не против платить — знать бы, за что. Дополнительные занятия ведут все те же уставшие учителя. Веселее от доплаты они вряд ли становятся;
- индивидуальный подход — это не подход. Тут даже объяснять не буду, в государственной школе такого подхода НЕТ!
Вывод второй: хочешь школьного счастья — выбирай и плати!
Тапки закончились? Несите помидоры. Частные школы — это мини-рай для обучения. НО! Задача — выбрать, исходя из своих требований и финансовых возможностей. Кстати, была удивлена, но многие частные школы принимают в качестве оплаты маткапиталы. Да, это законно. И да, этой услугой пользуются.
О плюсах частных школ (ориентируюсь на нашу, но во многих условия схожи):
- есть подготовка к первому классу, серьезно отличается от нулевых классов в государственных школах. Эта подготовка очень помогает детворе привыкать к 11 годам, о ужас, школьной жизни;
- классы не переполнены, педагоги из-за уровня зарплаты мотивированы. Отбор педсостава в некоторых школах серьезнее, чем в банках;
- психолог есть, не один. В нашей школе, например, психологи по возрастам работают. То есть один специалист ведет детей с 7 до 10 лет, потом передает коллеге, который отлично понимает боли детей с 11 до 14 и так далее;
- с вами будут разговаривать. Потому что мнение родителя, который платит, ВАЖНО! Звучит концепция не очень, но это правда. В коммерческих школах коммуникации с родителями и детьми во главе угла. Все решается в диалоге;
- дополнительных занятий много, очень. Хоккей, гимнастика, шашки, шахматы, вышивание, рисование, танцы. И можно сделать запрос: мол, вот хочу научить ребенка играть на гуслях. И вам найдут отменного гусляра;
- индивидуальный подход. У меня сыну карту развития даже нарисовали, корректируют с учетом успехов. И круто, что развивают именно в том направлении, которое дается и вызывает интерес.
Наша школа предлагает еще и услуги доставки детей от дома и обратно, есть пансионат для иногородних и возможность учиться онлайн. От школы к школе услуги могут меняться.
Мухтарова Надежда Викторовна педагог «Академической Гимназии»: