Информация, анализ, мнения — три кита контент-маркетинга Среди всех медиа наиболее близка контент-маркетингу журналистика. В российской журналистике принято разделение контента на жанры: информационные, аналитические, художественно-документальные.
Множество форматов контент-маркетинга также можно разбить на три вида:
Деление на виды помогает создателям контента понимать, кто они в моменте — информаторы, аналитики или общаются с аудиторией.
Информационные форматы контент-маркетинга Информационный формат — это когда компания рассказывает, как она работает, или делится полезными материалами по своей теме.
1. Кейс
Кейс — это опыт работы над реальным проектом. Опыт, как правило, успешный, но необязательно. Поучительная история неудачи — антикейс — парадоксальным образом способна укрепить репутацию компании.
2. Портфолио
Портфолио — собрание готовых работ компании, творческой персоны, агентства, дающее представление об их уровне профессионализма. Портфолио требуется как B2C, так и B2B.
3. Новость
Новость, новостная заметка, пост — сообщение, написанное по принципу перевернутой пирамиды (главное — сначала), со ссылкой на один или несколько источников, объемом около 1 тыс. знаков.
4. Пресс-релиз
Пресс-релиз — сообщение для прессы о новости компании или ее позиции по какому-либо вопросу.
5. Руководство
Руководство, инструкция, мануал, гайд, туториал шаг за шагом объясняет пользователю, как нечто сделать или чем-то пользоваться. Порядок шагов имеет значение, его нельзя менять.
6. Чек-лист
Чек-лист переводится как «контрольный список». Это перечень пунктов, напротив которых ставят отметки о выполнении. Порядок выполнения не важен. Чек-лист помогает ничего не забыть, не случайно раньше говорили «памятка».
7. Фотогалерея
Фотогалереи на сайтах, в блогах, соцсетях хороши охватом — люди любят просматривать картинки. Фоторепортаж — удобный формат, чтобы рассказать о делах компании, ее команде и продуктах.
8. Стрим
Методически правильнее было бы сказать — репортаж. Но предвижу, что термин покажется предпринимателям чем-то далеким и чуждым их работе. А вот стрим, прямой эфир, онлайн-трансляция — понятен. Почти каждый стримил в VK, YouTube, а кто-то захватил и Periscope.
9. Сторис
Сторис, истории — минирепортажи, которые доступны 24 часа, потом автоматически удаляются. Формат сторис оказался очень популярным.
10. Отчет
Отчет — содержание события в объективном ключе. Это тот же репортаж, но без журналистских «художеств».
11. Лонгрид
Лонгридом часто называют любую длинную статью. Однако теоретики медиа говорят, что лонгрид — это когда текст сопровождается аудиовизуальными элементами, и они — неотъемлемая часть материала, то есть без них текст не понять.
12. Лендинг
Лендинг — это мультимедийный лонгрид в виде сайта. Считается, что «лендинг» и «одностраничный сайт» — синонимы. Такой подход не совсем верный. Корневой признак лендинга — он заточен на одну цель, а именно: что-то продать, куда-то пригласить, получить контакты посетителя. Помимо главной страницы лендинг может иметь несколько вспомогательных, куда вынесены пояснения, условия акции.
13. Профайл
Профайл — рассказ о биографии известного человека. Применительно к компании это может быть основатель, передовик, ветеран, успешный молодой сотрудник.
14. Интервью
Интервью — изложение фактов от имени персоны, с которой состоялась беседа.
15. Рассылка
Рассылка — один из самых почтенных форматов цифровой коммуникации. Интернета не было, а уже были рассылки в Фидонете. Сохраняют актуальность email-рассылки — глубоко проработанный формат прямой коммуникации бренда с клиентами. Ныне почту теснят рассылки в мессенджерах, особенно в Telegram.
Аналитические форматы контент-маркетинга Аналитические форматы предполагают ту или иную степень обработки информации — отбор, анализ, структурирование. От этого ценность контента становится выше.
16. Статья
Хорошая статья — объемный, исчерпывающий материал, глубоко анализирующий тему.
17. Блог
Блог в узком смысле — аналог колонки в прессе, место, где автор выражает личное мнение. Блогеры не ограничены в выборе форматов контента. В своем блоге они публикуют новости (посты), руководства, чек-листы, фотогалереи, репортажи, интервью. Поэтому, когда говорят о блоге, как правило, имеют в виду не череду текстовых постов с картинками, а блог как тип площадки для выражения личного мнения автора или позиции компании.
18. Тест
Рассказ о том, как прошло и чем закончилось испытание продукта, — выигрышный формат, привлекающий внимание аудитории. Наглядный пример — дети-миллионеры, которые распаковывают игрушки на камеру.
19. Обзор
Если ограничиться бизнесом, то обзор делают либо текущего состояния рынка, либо рассматривают развитие темы во времени.
20. Список
Список — это обзор лайт. Не всем нужен подробный обзор. Многим достаточно ознакомиться с основными характеристиками продуктов в небольшом сводном списке. Составитель списка проводит аналитическую работу по отбору пунктов, но не утяжеляет их подробностями.
21. Исследование
Подготовка и публикация оригинального исследования — беспроигрышный способ продемонстрировать свою экспертность и подкрепить авторитет в нише.
22. Электронная книга
Электронная книга получается из масштабного исследования. Для книги собирают значительный массив данных по теме, тщательно их анализируют. Результаты могут описывать состояние крупного сегмента рынка, проблемы и тренды.
23. Прогноз
Золотое время прогнозов — конец года и начало следующего. Люди хотят знать, что будет с ценами, работой, модой. В цене мнения экспертов, которые обращают внимание на тренды и аргументированно рисуют траектории их развития. Прогноз — это формат-фильтр. Ведь только уверенный в себе, опытный специалист отважится предсказывать будущее.
24. Инфографика
Инфографика — визуально привлекательный и эффективный формат. Инфографика — сама по себе хороший маркетинговый актив. Она отлично дополняет другие форматы контента — статьи, кейсы, руководства.
25. Карточки
Карточки — нечто среднее между инфографикой и слайдшоу. Хорошо «заходят» в соцсетях и мессенджерах. Набор карточек связан едиными темой и дизайном. Структура поста: короткая подводка и несколько карточек, на которых написан текст. Идеальный текст — не больше твита. Плохи карточки, плотно забитые текстом, который на смартфоне не прочтешь без увеличения изображения.
26. Дайджест
Дайджест, подборка, курируемый контент — собрание аннотаций статей или их ключевых положений за определенный период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями ниши.
Диалоговые форматы контент-маркетинга Диалог, интерактивность — отличительная черта интернета. Бизнесу эта особенность бросает вызовы и дает возможности.
27. Комментарий
Комментарии бывают двух типов. Сохраняет значение комментарий от имени компании, где бренд выражает свое отношение к текущим событиям, анализирует их, оценивает, аргументирует свою позицию. Это традиционное вещание «от одного многим». Однако в сети неизмеримо важнее коммуникация «многих со многими». Новые медиа предполагают активную обратную связь с аудиторией. Теперь бренд — это не то, что он о себе говорит. Бренд — это то, что клиенты говорят о нем друг другу.
28. Чат-бот
Чат-бот — программа-собеседник, которая готова к общению с клиентом без перерывов и выходных. Чат-боты — логичное развитие формата чатов, которые действуют почти на всех коммерческих сайтах. Но в чате на стороне компании — живой человек со всеми ограничениями, вытекающими из этого факта.
29. Мем
Брендированный мем — медиапродукт, который от имени компании комментирует в неформальном стиле громкое событие или чье-то заявление. Чаще всего мем — это изображение и короткий текст. Критично важно не упустить момент. Первый, кто спародировал громкий инфоповод — молодец. Остальные быстро начинают утомлять.
30. FAQs
FAQs или ответы на частые вопросы пользователей — удобный инструмент, чтобы снять лишнюю нагрузку с колл-центра или отдела продаж. FAQs — почти обязательный элемент корпоративного сайта. Они доступны пользователям в режиме 24/7, в некоторой степени улучшают ранжирование сайта.
31. Опрос
Опрос, анкета — ответы группы людей на одни и те же вопросы издателя.
32. Квиз
Викторина или квиз — интерактивный формат контента, который привлекает внимание аудитории, обладает хорошими показателями вовлеченности и виральным потенциалом. В бизнесе квизы используют как лид-магниты, вход в воронку продаж, а также для сегментации аудитории. В финале квиза часто делают «ход конем»: прежде чем показать результат, человека просят оставить контакты.
33. Конкурс
Конкурсы и розыгрыши призов — классика маркетинга, перекочевавшая в digital. В сети разработано множество игровых механик. Развивается целое направление в коммуникациях с клиентами — геймификация.
Переформатируйте контент — используйте его больше, чем один раз Полезно конвертировать однажды созданный контент в разные форматы. К примеру, из статьи можно вытащить:
Несколько постов в соцсетях. Серию коротких вертикальных видео. Презентацию для конференции. Издатель тратит много времени и усилий на создание качественного материала, его следует использовать больше, чем один раз.
Многообразие каналов коммуникации и форматов контента позволяет компании быть Always On — всегда в эфире, постоянно на слуху.
Подробнее о каждом формате рассказано здесь