В одной из предыдущих статей мы рассказывали, как подобрать сотрудников, чтобы потом не хотеть их убить. Сегодня обсудим, как сделать, чтобы они не сбежали.
Топ-3 ошибок в адаптации 1. Утопить в количестве букв
Типичная адаптация, особенно в крупных компаниях. Сотруднику выдается кирпич из трех журналов и полтора часа на изучение. В лучшем случае кирпич разрешается оставить себе на первое время. В худшем — что успел запомнить, тем и пользуйся. Остальное у коллег можно спросить.
Отдельный подвид этой ошибки — устроить квест со сдачей экзаменов по каждой части. Так новенький и с компанией познакомится, и людей увидит и будет знать, куда с чем бежать. Спойлер: нет!
В этом подходе непонятно всё. Как ориентироваться в документе, на что обратить внимание, куда бежать с вопросами. В случае с
квестом еще и с новыми людьми общаться приходится, а это стресс. Мотивация падает мгновенно, настроение портится — и этап знакомства с компанией успешно завален.
2. Вот Петя, вот команда. Вы люди взрослые, сами разберетесь
Ситуация, когда адаптация отсутствует вообще. Сотрудника представляют команде, а дальше надеются на его профессионализм. Информацию выдают по запросу.
Как получить доступ к компьютеру? Сходи к Сане, у него пароли. А где мне найти данные по клиентам? Это в базе, сейчас покажу, только быстро. У меня через пять минут созвон. Мне на выездную встречу можно брать планшет? Спроси у Насти. Получается, чтобы выполнить задачу, нужно узнать, у кого про нее спросить, найти человека и только потом получить ответ. Или не получить. Или узнать, что этим вопросом занимаются другие. В итоге больше половины рабочего времени ушло впустую.
3. Коротко, быстро и четко
Звучит круто! На деле это получасовая встреча, на которой руководитель устраивает обзорную экскурсию, по дороге кратко описывает основные рабочие моменты. Сотрудник получает все доступы и узнает название рабочих программ. Всё. Дальше он вынужден узнавать всё сам.
И что тогда делать руководителю?
Это для сотрудника он появился в компании вчера. Для вас прошла неделя, если не больше. Работа HR, отдела кадров, бухгалтерии. Сумма затрат на трудоустройство одного человека иногда в три раза выше его зарплаты. А теперь еще терять время и деньги на несколько недель адаптации?
Да.
И нет, если сделать это грамотно. Минутка нестандартных рекомендаций: нужен пошаговый план!
Киты, на которых держится мир (а заодно адаптация) 1. Представьте, что вы новый сотрудник . Пройдите все этапы от получения ключей до знакомства с программами. А теперь запишите это в инструкцию . Например:
Получи доступы (программисты живут в подвале, им там уютно, но мы их кормили, так что не бойся) Прочитай страницы общего руководства 1–3. Там о продукте и компании Познакомься с командой, узнай, кто за что отвечает (у нас не кусаются) Подойди к старшему менеджеру, он покажет тебе рабочие программы Получи оборудование на складе, не забудь оставить подпись И так на каждый рабочий день испытательного срока.
Основное, что должно быть в инструкции : дедлайны, понятный язык, поэтапное погружение в рабочий процесс, ответы на вопрос до того, как у сотрудника этот вопрос возникнет сам собой.
Помните про цели . В инструкции нужно прописать, что должен сделать сотрудник, чтобы пройти испытательный срок.
Главное: от простого к сложному. Вам незачем в первые же дни знакомить сотрудника с тем, за что он возьмется только через месяц. И наоборот, можно не откладывать информацию о кофемашине в столовой.
Чем инструкция отличается от квеста? Временем на исполнение, структурой и вторым пунктом!
2. Добавьте к инструкции наставника. У него очень важная миссия — показать столовую, место для курения и научить уходить с работы пораньше.
Шутить можно долго, но наставник в глазах нового сотрудника —
спасательный круг. Человек, с которым можно безопасно тупить, задавать любые вопросы и не бояться прослыть дилетантом. Это необязательно должен
быть руководитель. Обязательны только три пункта.
У наставника должна быть та же инструкция, что у нового сотрудника. Он должен знать ответы на все вопросы внутри инструкции и еще немного сверху. Он должен быть эмпатичен, доброжелателен и мотивирован. Наставник, который чувствует, что его отвлекают от работы, — не подойдет. Идеально, если содержание инструкции в компании знают все. Тогда в процесс адаптации включена вся команда.
3. Дедлайны и контроль
«А сейчас я приду и буду спрашивать тебя, как пользоваться программой. Если завалишь — придется начинать всё заново». Стоп! Рубрика
«Вредные советы» была выше. Но без проверки инструкция действительно не
работает.
В конце каждого этапа стоит задать пару коротких вопросов по пунктам. Убедиться, что сотрудник всё понял. Выслушать обратную связь и дать ее самому.
На промежуточных этапах — указываете на то, что сделано хорошо. Четко проговариваете ошибки. Напоминаете о целях и критериях прохождения испытательного срока. Это не должно выглядеть как экзамен и запугивание, но должно давать понимание.
В конце испытательного срока — хвалите сотрудника и принимаете решение. К этому моменту он уже должен понимать, прошел ли испытательный срок.
Было полезно? Добавь в избранное, чтобы не потерять новости.