Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
10 883 5 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как без боли мотивировать сотрудников приходить на работу вовремя

Разбираемся, как мотивировать приходить вовремя тех, кого откровенно бесят слова «дисциплина» и «контроль». За идею статьи спасибо сервису «Мой график» и отдельное спасибо всем, кто согласился дать комментарии.

b_5990f32158f09.jpg

Кадр из фильма "Майор Пейн"

Перед написанием текста я пошла в поисковик по запросу «чтобы сотрудники не опаздывали» и честно подофигела, мне стало жаль и сотрудников, а ещё больше советчиков. Предлагали делить людей по критерию активности полушарий мозга и составлять индивидуальный график зависимо от того «интуит» сотрудник или «сенсорик», советовали вызывать чувство вины у пришедшего не вовремя и разыгрывать позорный «кубок опоздавшего». В общем мало кто думал о том, что проще сделать своевременный приход на работу приятным.

Конечно, с помощью одного контроля тоже можно достичь крутых результатов. Андрей Ковтун, основатель сервиса «Мой График» делится кейсом своего клиента: «Когда в компании R-line (более 100 человек) автоматизировали регистрацию присутствия с помощью мониторинга wi-fi, то количество опозданий сократилось более чем на 60% через 2 месяца после внедрения». Но правильная (положительная!) мотивация плюс учёт времени прихода действуют ещё лучше.

Вкусная мотивация

Вкусности — одно из самых популярных поощрений. Иногда оно возникает спонтанно и особенно круто работает, когда лакомств хватает только на самых пунктуальных.

«Некоторое время назад один наш сотрудник каждую пятницу приносил самодельные сладости. Удивительно было, что это во-первых, мужчина, во-вторых, он действительно пёк вкусные, нестандартные и каждый раз разные печенья или пирожные. В компании работает более 80 человек, поэтому на всех их не хватало. Буквально через 2-3 недели сотрудники, которые обычно к пятнице сильно уставали, задерживались и находили множество причин, чтобы прийти на работу попозже, стали приходить не просто вовремя, а заранее, чтобы первыми попробовать вкусности. Теперь пятница у нас — самый пунктуальный день!», — делится Ольга Бакунова, руководитель отдела маркетинга в «Сиам консалтинг».

MbEwi-QaIORtESlsqhjaK82d2ZmQWeyeIR2xa3Wd

Печенья от Сергея для Halloween

Многие компании вводят такую практику осознанно. «Если рабочий день начинается в 9-00, то есть компании, в которых до 8-45 сотрудникам предлагают бесплатный завтрак, шоколадки или другие угощения. Таким образом, день пришедших вовремя начинается с общения и позитива», — рассказывает Мария Ковалева, управляющий партнер Talentedme.

Вдвойне хорошо, когда угощения полезные и витаминные. «Рабочий день в компании стартует в 9:00, для тех, кто приходит рано или вовремя, в 8:50 выкладываются фрукты в ограниченном количестве. В 9.05 они убираются», — говорит Анна Матвеева, руководитель Департамента Персонала и Коммуникаций ГК «ГЭНДАЛЬФ».

Маленькие планерки перед началом рабочего дня

Утро в больнице начинается с планерки, на ней должны присутствовать все сотрудники. У меня мама врач и я не понаслышке знаю насколько важно туда успеть, чтобы быть в курсе всего.

Такие планерки, где обсуждаются задачи на день и открытые вопросы можно устраивать и в коммерческих компаниях. «В идеале внутренние совещания должны проходить в дружеском режиме и «заряжать» на работу. Поэтому утром отмечают успехи сотрудников, а всё, что касается проблем, — обсуждают в другое время. Эта система хорошо работает в отделах маркетинга, телемаркетинга и продаж», — делятся опытом в компании БКГ «Информаудитсервис».

Это работает. Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» делится кейсом: «Отдел маркетинга — "творческие люди" и очень сложно было найти способ мотивировать приходить на работу вовремя. Штраф демотивировал, остальные методы принуждения аналогично. Неделю назад начал внедрять управление по SCRUM, которое предполагает маленькие планерки, не более 10 минут, ежедневно в одно и то же время со всей командой проекта. Планерки сделал в 9.00. За неделю ни одного опоздания на работу в командах».

Превратить дисциплину в игру

Особенно круто это работает с миллениалами, которые ненавидят контроль и обожают «играть».

Валерия Краскова, PR менеджер компании «Персональное решение» рассказывает о таком опыте: «Мы разработали поощрительную практику, которая стимулирует проактивность и дисциплину. В оборот введена местная валюта, баллы, которые можно получить за профессиональные достижения и личностные качества. Также было решено вручать некие номинации. Одна из номинаций — это «самый пунктуальный». Вручается сотруднику, который всегда приходит вовремя или раньше всех. Полученные баллы можно потратить на любой продукт в образном «магазине» компании. Среди «товаров» такие, как билеты в кино, театр, лишний выходной, поездка в загородный СПА и даже неделя дополнительного оплачиваемого отпуска. За раз можно получить 10-35 баллов и порядок цен таков, что если билет в кино стоит 50, то неделя отпуска уже 250, то есть нужно стать лучшим в среднем 12 раз, чтобы получить дополнительный отдых, а это уже результат, который явно положительно отразится на компании».

Неожиданное вознаграждение

Можно дарить подарки тем, кто за месяц не опоздал ни разу. «В компании дистрибьюторе светотехнической продукции руководитель поручил секретарю строго фиксировать время прихода сотрудников в офис. По итогам каждого месяца тот, кто ни разу не опоздал, получал вознаграждение. Это мог быть дополнительный день к отпуску, отгул в пятницу, подарочные карточки популярных сетевых магазинов, купоны на посещение фитнес-клуба или спа-салона. Результат: системные опоздания прекратились через 2 месяца, разовые опоздания случались крайне редко», — делится кейсом Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

dcfsAIlWKx6PMMmbfSS3LBlNdT6wfNQ_mSl4WMnd

Можно поощрять целые отделы: «Каждый месяц мы составляем рейтинги самых неопаздывающих отделов. В конце года их ждет приятный сюрприз», — делится Анна Матвеева.

Можно выбирать случайный день в месяце и поощрять тех, кто пришел вовремя именно в него. Лариса Богданова, директор кадрового агентства IBC Human Resources считает, что это самая верная стратегия: «Главное, чтобы эта возможность была не каждый день, а в непрогнозируемый день, чтобы был стимул верить и надеяться на горячий завтрак именно сегодня».

Искренняя забота и внеочередной выходной опаздывающему

Позаботьтесь о тех, кто опаздывает. Возможно, им сейчас особенно нужна ваша поддержка.

«Я заметил, что люди опаздывают или хуже работают, когда не все в порядке. И часто это проблема не из-за работы. Так, пару месяцев назад у одного моего прекрасного сотрудника все стало получаться из рук вон плохо. Оказалось, что у него тяжелая депрессия, и он попросил его поддержать и наоборот ставить ему больше смен, чтобы он вошел в ритм. Мы так и поступили, он выходит из депрессии и прекрасно работает.

Замечательный инструмент — это просить человека отдохнуть одну-две смены. Если сотрудник меня подводит, мы вместе разговариваем и я ему даю внеочередной выходной», — делится Роман Сабиржанов, учредитель Hotconsulting.ru.

Главное

Опоздание само по себе — не провинность. Если компания не теряет от опозданий сотрудников, то не нужно никого муштровать. И, конечно, для любого человека важно, чтобы в компании было дружно, руководитель вызывал уважение, а задачи вдохновляли. Да простит меня капитан очевидность, но почему-то об этих простых истинах умудряются забывать.

***

Мoygrafik.ru — сервис, помогающий повысить трудовую дисциплину, минимизировать невыходы и опоздания персонала, оптимизировать фонд оплаты труда. В июне 2016 года в стартап вложился венчурный инвестор Александр Румянцев.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Максим Мирошник
Толково насчет сладостей! Попробуем)
Ответить
Роксана Шерр
Очень полезная статья. Спасибо. И спасибо, что называете штрафы деструктивными. Это действительно так, а еще это насилие над личностью, уволиться сразу хочется из такой компании и она этого заслуживает.
Ответить
Артём Прошин
С русским менталитетом штрафы работают эффективнее, чем поощрения. Поощрения воспринимаются как должное, а штрафы бодрят.
Штрафовать можно по разному.
Я делаю так. Если сотрудник опаздывает и из-за его отсутствия простаивает работа или его ждут несколько человек, то я вычитаю из его ЗП убытки. Например, бригадир опаздывает на час и из-за него без дела сидит 4 человека, то из ЗП я у него вычту 4 человека часа по 200р/час + 500 рублей за само опоздание. Итого опоздание в 1 часа бригадиру будет стоит 1300р. Если это продолжается систематически и ему будет в немогату такое насилие над личностью, то он может уволиться.
Ответить
EventSide
social network for events
Nick Nesterov
Есть данная статья на английском языке?
Если нет, то напишите куда-нибудь, хоть на Medium.

Я работаю в Варшаве, дам полякам почитать.
Ответить
Игорь Драконов
Хорошая статья. Особенно - окончание. У меня работа не предполагает жесткий график - от того, что я опоздаю на час-два, работа не встанет (в 99% случаев). Однако сам нашел неплохой способ не опаздывать: теперь я опаздываю ко времени на час раньше :)
А ухожу согласно "8часовому рабочему дню", с учетом опоздания. Хотя, как правило - после того, как сделаю работу. Так что часто средняя выработка за месяц уходит сильно "в плюс". Но, тем не менее, метод работает, хоть и не очень удобно.
В общем - это дело завязано на характер работы. Если от вашего опоздания зависит работа других людей, то постарайтесь уж приходить вовремя. Ежели нет, то со стороны руководства контролировать "плюс-минус час" - немного не разумно и сильно контрпродуктивно.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.