Главное Свежее Вакансии Образование
InnMind

Нелли Орлова

Подписаться Написать
11 июн 2021 в 11:28
Подробная информация
Контактная информация
InnMindcom nelly..orlova
Компании пользователя
InnMind
Деловая сеть для стартапов и инвесторов
innmind.com
Комментарии
0
Екатерина, спасибо за вопрос! Постараюсь ответить здесь на него по-возможности кратко, поскольку подробное описание нашего опыта тянет на несколько лонгридов :)
Но, если Вас интересуют детальные советы и готовые стратегии применимые для стартапов - на innmind.com/ru есть тонна полезного целевого контента на эту тему ☺

Итак, по пунктам:
"на первых этапах развития бизнеса приходится жестко расставлять приоритеты, и часто маркетинг там не на первом месте".

Тут все зависит от конкретного кейса, продукта, отрасли, рынка и бизнес-модели. Но, поверьте, в подавляющем большинстве случаев как раз маркетинг должен быть в приоритетах. Вы фандрейзите на ранней стадии и у Вас нет продукта? Тогда маркетинг необходим как для кастомдева, так и для повышения интересов инвестора к Вашему проекту. Waiting list с большим количеством имейлов потенциальных клиентов, проявивших интерес к Вашей идее\продукту (которые также не появляются из ниоткуда, а собираются маркетинговыми усилиями) поможет выглядеть убедительнее для инвестора и даже поднять оценку проекта на seed. Можете послушать, как о том же говорит Калаев в выпуске про оценку стартапа: http://innmind.com/articles/562

Если же у Вас есть продукт или хотя бы его первая версия (MVP), маркетинг - это прямой путь к потенциальным покупателям\заказчикам\пользователям. Тестированию бизнес-модели. Первой монетизации. Как он может выпасть из приоритетов? :-)

По этому вопросу можно еще привести множество аргументов, но, думаю, 2 первых достаточно для того, чтобы резюмировать: если маркетинг не попадает в приоритеты стартапа, то стоит очень тщательно пересмотреть эти приоритеты, ибо в большинстве случаев это может оказаться большой ошибкой.

"как наименьшей кровью этот самый маркетинг вести, когда времени ни на что не хватает?"

Ох, Екатерина, этот вопрос тоже тянет на многотомник))) Но давайте назову самые простые варианты:
1) Найдите людей в команду, единомышленников, партнеров, кому можно делегировать задачи, с которыми не справляетесь. Знаю, да, что непросто. И нету денег на зп. Но можно найти тех, кто готовы работать без денег, на перспективу, и это реально, поверьте! Если Вы верите в Ваш проект - Вы способны также увлечь других и зажечь их идеей и будущими возможностями. И пусть это звучит как избитая истина или заезженная мотивационная чушь, но мы сами постепенно именно так набирали команду, которая готова была работать не за деньги, а за идею и цель, которые пахали (и пашут) круче стахановцев без зп и премиальных за переработку.
2) Если есть хоть небольшой бюджет - вовлекайте частных фрилансеров и делегируйте им. Есть ресурсы типа work-zilla, на которых можно найти исполнителей в регионах, готовых заниматься смм за минимальные деньги, в буквальном смысле мизерные. Составьте им четкий перечень задач, распишите позиционирование, озвучте понятные цели, строго проверяйте вначале их работу, смело увольняйте тех, кто не устраивает, и так выберете себе отличного помощника для смм, который не будет стоить много денег.
Знаю, это пугает и кажется, что "что за ересь, когда мне искать этих людей, выбирать и еще проверять? Ведь и так задач в списке на день больше, чем на 25 часов", но, опять же, по собственному опыту: потратив на это несколько дней в совокупности сейчас Вы сэкономите себе уйму времени впоследствии!
3) Если Вы умеете и привыкли к ежедневному\еженедельному планированию (если нет - нужно этому учиться, но это тема для отдельной статьи) - включите в свой планнинг работу с соцсетями. Если работаете сразу с несколькими - можете использовать бесплатные сервисы для кросс-постинга (списки тоже есть где-то на innmind). Итак, это занимает не больше пары часов в неделю (первое время может быть чуть больше, пока руку не набъете): раз в неделю, к примеру в выходной, садитесь и готовите контент (посты, картинки) на неделю вперед. Забиваете все в сервис кросс-постинга, планируете по дням и часам публикации, и все. Раз в сутки тратите 15 минут, чтобы зайти в каждую из своих соцсетей, проверить комменты и ответить на них, замерить эффективность публикаций.
4) Партнерьтесь с другими стартапами. Договоритесь, чтобы они включали в свою рассылку и соц.сети Ваш контент, предложения или новости о продукте. Предложите им какую-то пользу взамен.

Есть еще масса приемов, методов, лайфхаков, позволяющих заниматься маркетингом стартапа (пусть и не на самом высоком уровне) на любой стадии, с любым бюджетом или без него, и при минимальном вложении времени. Я не могу перечислить их все, многие зависят от стадии, сектора, бизмодели. Вот несколько полезных материалов по теме:
http://innmind.com/articles/656
http://innmind.com/articles/277
http://innmind.com/articles/642
http://innmind.com/articles/330

Надеюсь, мой коммент, не получившийся кратким, будет полезен :-)
23 Июня 2017
0
Екатерина, спасибо за содержательный коммент!
Вы абсолютно правы в том, что "тяжело". А в бизнесе по другому и не бывает ☺

По поводу "не очень применимо".. Извините, но вот в этом не соглашусь с Вами ;) Если уж кто-то решил заняться предпринимательством и запустить стартап - то должен быть готов не просто много работать, а делать все и сразу на первое время, либо искать, вовлекать и мотивировать других людей заниматься этой работой за будущие перспективы. Проблема на самом деле в том, что в таком режиме сложно выстроить систему, чтобы прорабатывать сразу несколько направлений эффективно, не разбрасываться попусту и не потонуть в куче задач. Это да, но для этого тоже есть свои механизмы, и те команды, которые готовы их тестировать и внедрять - они обычно достигают больших результатов, чем все другие.

Я знаю массу живых примеров, где команды из 2 основателей еще до запуска продукта развили многотысячные комьюнити в соцсетях, подогрели интерес к своему проекту и обеспечили себе бесплатно большое количество early adopters для первых версий продукта.

Признаюсь Вам, мы на innmind.com сами когда-то начинали двумя основателями. Учились всему с нуля, делали сразу все, совершали ошибки, косячили, исправлялись, спрашивали совета, любую свободную минуту читали\смотрели\слушали книги и советы профи по продвижению и тестировали все подряд. В итоге меньше чем за год с момента запуска первой демо проекта более 3 тыс стартапов и инвесторов присоединились к нашей платформе без единого доллара на рекламу. И самой большой нашей ошибкой было как раз то, что мы начали делать это все только одновременно с запуском публичного демо, мы как раз не думали даже о маркетинге ДО продукта. Иначе без сомнений мы бы имели кратно большие показатели.
Лично я об этом очень жалею и хочу уберечь других стартапов от таких же ошибок)

Так что с "не применимо" - ну уж нет, не согласная я :)
22 Июня 2017
1
Екатерина, спасибо за такой подробный комментарий! Попробую ответить на некоторые Ваши вопросы:

1. ""Что значит "спрашивайте" и что значит "у аудитории"? Что, если представителей моей ЦА нет в моем окружении? Где я буду их искать и как спрашивать?""

Если представителей Вашей ЦА нет в Вашем окружении - значит, найдите их, попросите рекомендации знакомых, выйдите на них в соцсетях, найдите релевантные группы и форумы, где находится Ваша ЦА. Это не такая уж и сложная задача и ее в любом случае будет необходимо выполнить, когда Вы будете выпускать продукт. Если Вы не можете сделать это на начальном этапе - как Вообще вы будете искать клиентов и пользователей Вашего продукта??

2. ""Ну создам я страницу, что дальше? Кто о ней узнает? С какой стати люди будут ее лайкать, если там ничего особо нет?""

Ну про "ничего особенного нет" - тут автору, видимо, следовало расписать подробнее. Конечно же, пустая страница никого не привлечет! Подразумевается, что ее необходимо наполнять и обновлять, рассказывая о Вашем продукте, обсуждая задуманный функционал, расписывая будущие преимущества, и то, какие проблемы пользователя он решает. Дальше эту страничку надо продвигать среди ЦА (см выше), и после того, как привлечете первое внимание - начать коммуницировать с ЦА и проверять реакцию, собирать фидбек, оценивать потребность и пр.

3. ""Вы когда-нибудь пробовали пользоваться этим сервисом? Я -да, и скажу, что этот сервис не для слабаков. У них очень жесткие критерии для публикации вопросов, там стоит какой-то довольно тупой ИИ, который, если ему не понравится вопрос, очень трудно перешибить. Кроме того, вопросы там можно задавать только общие типа "почему молоко полезное", каким образом можно спрашивать о своем продукте, я лично не представляю.""

Отвечая на Ваш вопрос - да, я лично постоянно пользуюсь сервисом Quora, как и вся наша команда. Это отличный инструмент для взаимодействия с различной аудиторией + у него много других положительных фич. И мы чесслово ни разу не задавали там вопрос почему молоко полезное :) Не могу сказать ничего про их ИИ, но там точно нет никаких проблем с публикацией релевантных и правильно сформулированных вопросов. Я могу найти десятки ссылок на подобные вопросы, но сейчас нет на это времени.

4. ""И что? Во-превых, знакомые не обязательно ЦА, во-вторых, знакомым, как правило, все нравится, но это не значит, что вы все делаете правильно.""

Ну вот пожалуй тут Вы правильно обратили внимание на не очень правильную формулировку. Показывать презентацию нужно не просто знакомым, а тем, кто так или иначе совпадает с Вашей ЦА или может может дать ценную объективную оценку и советы. Но, как мне кажется, это и так очевидно из контекста, не стоит так уж придираться к самой формулировке.

5. ""А что, если ни один инвестор не ответит (а это именно так и происходит в большинстве случаев)? И не потому, что продукт плохой, а потому, что к инвесторам надо стучаться другими способами.""

Так тут Вас не ограничивают в способах коммуникации с инвесторами. Выловите их в лифте, придите к ним в офис, организуйте встречу или свяжитесь в соцсетях. Смысл данного совета - в том, что стоит показать презентацию на раннем этапе и получить фидбек, а как стучаться к инвесторам и сделать так, чтобы они ответили - это тема отдельного поста :)

6. ""И как это узнать? У меня есть сайт с регистрацией, люди его посещают, но форму регистрации не заполняют? Как мне узнать, в чем дело? Продукт плохой, а может, им просто лень заполнять поля?""

Тут опять же, проблема не в совете, а в исполнении. Если Ваш сайт посещают, но форму не заполняют - значит либо форма слишком перегружена, либо - низкая конверсия с лендинга. И то и другое - это вполне себе исправимые вещи. Главное - нужно это делать, как раз для того, чтобы уже в процессе разработки продукта находить косяки и слабые места не только в самом продукте, но и в ваших способах коммуникации с ЦА, потенциальными клиентами и пользователями, дырки в маркетинге и каналах продвижения. Делать ошибки, исправлять и учиться на них - это гораздо лучше, чем ничего не делать. Вот в этом, как мне кажется, и есть основной посыл статьи.

Надеюсь, что смогла ответить на Ваши вопросы и комментарии :-)
29 Января 2017
Показать следующие

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.