Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 643 11 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История на минус миллион

​Я стараюсь честно и без прикрас рассказать историю своих успехов и неудач, как я зарабатывал 300 тысяч и сидел два месяца без денег, как менял работу, с какими людьми встречался на пути, как попал на фриланс и открыл школу и, наконец, как сделал маленький проект в поисках собственного стиля. Одна из работ проекта в обложке статьи. Статья получилась большой, поэтому я разбиваю ее на главы для удобства чтения.

b_5952328954823.jpg

На написание этой статьи меня вдохновил Mad Rabbit (профиль на Спарке)

История начинается весной 2016 года, когда я решил покинуть уютные стены Trace studio ради новой жизни. Какой будет новая жизнь — тогда еще совершенно не понимал.

Глава 1

Да я вам ноги переломаю!

Начну чуток раньше. Меня зовут Игорь. Я трехмерщик. В декабре 2014-го во время дипломной практики я устроился работать в только что открывшуюся аутсорс-студию. Ребята делали HD-модели танков для World of Tanks, и это взрывало мозг! Охренеть как круто, прямо в Петербурге за зарплату, равную трем предыдущим я делал AAA проект! Я бросил университет и год проработал в студии, где получал 2000$ в месяц. После обвала рубля выходило почти 150 тысяч. Это и сегодня хорошая зарплата, а тогда мне, дипломнику, снесло крышу. Работа мечты, куча денег, сиди себе, зарабатывай да не парься ни о чем!

У аутсорс-студии. давайте назовем ее студией «Петр и Ко», в руководстве стояло два человека. На самом деле их было три, но эту деталь опустим. Первого звали Петр — опытный бизнесмен, человек не глупый, наглый и весьма успешный. Петр жестко организовывал работу в студии. Мне не нравились его методы, но мужик умел и умеет зарабатывать и, к тому же, делает неплохие мобильные игры и прикольные штуки. Студия Петр и Ко лишь один из нескольких его бизнесов. Второго начальника звали Ко, и он гораздо интереснее. Ко любил поиграть в хоккей, в багажнике у него всегда лежали клюшки, и раз в неделю кто-нибудь из сотрудников обязательно слышал в свой адрес: «Да я тебе ноги переломаю». Как-то в три ночи он ворвался в офис, в ярости пнул дверь и крикнул: «Нихуя вы не получите! Куплю себе машину за миллион и уеду отдыхать, а вам ни копейки не заплачу!» Ко умел только пугать, на деле он никого пальцем не трогал. Возможно, глубоко в душе он добрый, иногда мне становилось очень жаль его, но история не об этом.

0*N-GJkpKupicmbjYj.

ПК директор, мультсериал «Южный парк»

В студии «Петр и Ко» я играл роль тим лида — был правой рукой ПК директоров и делал грязную работу. Чтобы стать лидом, я обидел друга, просил хороших людей выходить на выходные, грозил увольнением, ставил неразумные жесткие сроки. Мы командой из 15 человек тянули проект на 25. Только у нас один художник единовременно делал 2 и даже 3 танка. Мы всем офисом сидели по ночам и выходным, и если некоторые делали это добровольно, то других я заставлял. Мне нравилась зарплата, но быть говнюком сложно и совесть съедала изнутри. Ах эта сучья совесть! Ко постоянно срывался, Петр набирал больше работы и нанимал много неопытных, а порой просто некомпетентных людей. Иногда попадались хорошие художники, но они не задерживались надолго. К слову, Ко, кроме директорства, был лидом и художником на персонажке. Я много раз видел как лид тормозит работу талантливых художников, но этот парнишка бил все рекорды, умудряясь опаздывать к дедлайну в три раза. Истории о некомпетентности Ко часто всплывают на тусовках трехмерщиков в Петербурге, и они чертовски смешные.

Вы спросите: «Игорь, вот ты жалуешься, но сам пытался что-либо изменить?» Ох, ребятки, не пытался и стыжусь этого. Все что я сделал — маленький буфет для сотрудников. Несколько раз я говорил с начальством. Петр выслушивал, а потом спокойно убеждал что я не прав и скоро сам стану как Ко. С Ко строить диалог и решать проблемы было невозможно. Отчетливо помню одну из последних наших встреч:

— Ко, поговорим?— Ну так говори. Говори давай. Говори— У нас— Что у вас? Что? Все охуели? Что случилось? Говори.— Я…— Что ты? Давай говори. Что? Что? Говори. Нечего сказать?— Ко, слушай.— Да, я слушаю. Говори

Такая херня происходила каждый раз.

Я не красиво ушел. Ругался с начальством из-за сроков, защищал свой зад и немного защищал художников, выслушал много дерьма от Ко и кричал свое в ответ. Он сказал: «Хочешь уйти? Никто тебя не отпустит!» Тогда я решил, что это не им решать, вышел из кабинета, забрал свои вещи и ушел. Тем же вечером я устроился в Trace. Через пару дней я принес в студию заявление об увольнении. ПК директора не заплатили за последний месяц, они задним числом подписали документ о моем увольнении. Хитрецы.

К слову о деньгах. Я трачу все, что зарабатываю. Не умею копить. Часто я остаюсь без денег и неделями питаюсь одной лишь гречей, даже научился ее вкусно варить. Говорят, нужно переучиться, но я не хочу тратить время на такую ерунду, пока так много всего еще не сделал. Это моя глупость, к которой мы еще вернемся в следующих главах.

Итак, я ушел из компании, остался без денег и завел парочку врагов.

Чему научился: Скилл растет на проектах, а не на туторах. Работать в студии полезно, но не настолько полезно, как мне казалось. Совесть не лечится деньгами. На больших проектах много новичков. В большом коллективе начальству плевать на сотрудников, и работа делается неэффективно. Лид обязан не мешать работе. Большие скиллы собираются из маленьких. Ради сокращения статьи я вырезал кусок про скиллы, просто поверьте мне

Глава 2

Фруктовый кефир

В Трейсе такого дерьма не было. Работа шла спокойно, и мы тусили каждый день. Там я познакомился с людьми, которые изменили мою жизнь: Женей Паком и Ильей Шелеменцевым.

— Постой, — скажете вы, — ты начинал свою статью с того, как ушел из Трейса! Зачем ушел, если там было так здорово?

— Отличный вопрос! — отвечу я. — Жизнь стала кефиром. Одна и та же работа, люди одни и те же. Не подумайте, это прекрасные люди! Но меня начинало воротить. Задачи ничем не отличалась от задач в «Петр и Ко», развитие остановилась, рутина съедала, и я превращался в овоща. Это вдвойне страшно для 22-х летнего парня. Погодите-ка, 22-х летнего? Нет! Мне 23! Вчера же было 21, а вот уже 23! Куда делся целый год?

— Подумаешь, жизнь вообще проносится стремительно, — справедливо заметите вы, — многим не нравится своя работа. Задолбал ныть! Все становятся с возрастом овощами, а жизнь протекает как кефир. Смирись!

— Нет! — закричу я. — Не могу так! Так нельзя! Я на такое не подписывался!

Поняв, что долго не продержусь, я закончил проект и мирно покинул команду. Я захотел вновь стать фруктом и принял странное решение — вернуть веселое прошлое.

Чему научился: спокойная работа и веселый коллектив расслабляют, в этом нет прокачки. Работа в уютном офисе съедает жизнь словно лангольеры.

b_59523306e5c70.jpgКадр из сериала «Лангольеры»

Глава 3

Веселое прошлое

Я ненавидел универ, но обожал его музыкальные кружки: хор, ударные, и конечно же, мы собирали свои рок-группы. Забавно, я не общаюсь с бывшими одногрупниками, даже пятерых с трудом вспомню, но до сих пор общаюсь с друзьями по музыкальным кружкам. Кружки распались, я нашел работу и покинул университет — там меня больше ничто не держало.

В те времена я познакомился с безумным, великолепным, странным, потрясающим, противоречивым и чертовски интересным человеком — Колей Яковлевым, вокалистом и поэтом группы ГАФТ. Коля мало парился за баблишко, много за искусство и вел насыщенную жизнь в окружении десятка интереснейших людей, среди которых выделим Елену Ласкую, она еще сыграет свою важную роль. И вот я стал частью окружения. Мы много тусили, курили траву, ели марки, гуляли по заброшкам, рисовали граффити, влезали на машины, роняли заборы, играли концерты, шутили мерзкие шутки и занимались искусством. Я стал баловаться с глитчем, но не со стильным как у Покраса, а с суровым и хардкордно-уродливым глитчем. Даже заглитчевал клип, но в итоге попросту запорол, Коля его так и не выложил.

0*_WyaMPup9b2ZZ7u5.Глитч портрет Жени Пака. Pepluum 2016

Я все это время сидел без денег и ел одну лишь гречу, и меня это почти не парило.

Весной пара крутых и известных ребят из мира кино пригласили нас покурить траву. Ох, это было приключение! Мы пришли в огромную квартиру в самом центре Петербурга! На кухне стояло две бутылки хорошего виски (я такой один раз за 12 тысяч купил, когда работал в «Петр и Ко»), на столе белый порошок, который ребята вдыхали в нос через обрезанную коктейльную соломинку и здоровенный пакет самой лучшей травы на моей памяти. Мы не знали, что кроме работы в искусстве чуваки владеют парочкой ресторанов, куда каждое утро на самолете из Парижа привозят устриц. Они миллионеры.

Тут стоит немного отойти от темы. Моя мама любит психологические и бизнес-тренинги, к которым я всю жизнь относился скептически. Она увлеклась Бизнес Молодостью и захотела подарить мне один курс БМ. Я воспринимал эту идею в штыки, но тем вечером у киношников в моем накуренном и полном завистью мозгу пролетела мысль: «Они обсуждают своих устриц и свои миллионы так же, как мы с коллегами обсуждаем запечку нормала. Я научился печь нормал, значит, могу научиться привозить устриц! Мама хотела подарить курс БМ. Может, разок стоит согласиться? Жизнь одна, и я ничего не теряю!»

То время было дьявольски веселым и продуктивным, но я понял одну истину — греча быстро приедается. Хотя я вновь был фруктом, жизнь все еще была кефиром. У меня появилась масштабная цель — вернуть в свою жизнь деньги, но продолжить заниматься странными вещами. Я захотел стать самодостаточным и независимым.

Так я попал в БМ.

Чему научился: Делать дерьмо — весело. Плевать на критику еще веселее. Веселое дерьмо прокачивает круче работы в офисе. Мама желает мне только хорошее, даже если кажется иначе. Успешные люди — тоже люди, и они вокруг нас. Греча приедается.

Глава 4

Это не секта? О да, детка! Это секта!

Не закрывайте страницу! То что вы прочтете дальше — не реклама БМ. Хочу пересказать два месяца одного паренька из БМ без розовых очков, но и не топя никого в говне.

Так вышло, что паренька тоже зовут Игорь, он тоже трехмерщик, и у нас чертовски много общего.

Игоряшке мама подарила курс для старта своего дела. Игорьку было очень странно общаться с людьми на курсе, ведь он уже забыл, что возможно зарабатывать меньше 80 тысяч в месяц. Даже в безработные времена Игорь умудрялся найти маленький заказ на 20к за пару дней. На БМ же десятки людей мечтали к концу курса заработать ну хотя бы такие же 80к. Мало того, никто не разделял несколько извращенные взгляды Игорьца на искусство. Конечно, были ребята, которые без проблем поднимали 100 и 200, и даже 300 тысяч рублей, но в целом тусовка оказалась странной и уж точно не более успешной, чем предыдущая тусовка Игоря. Возможно, поэтому БМ так не любят в среде дизайнеров, для них большинство БМ-овцев — бедные неудачники. Большинство — конечно же, не все, но разве в среде дизайнеров будут об этом беспокоиться? В этой среде любая соринка сойдет за целый склад говна, и объективных отзывов про непопулярные организации не найти. Конечно неприятно, когда вам пишут через край мотивированные, совершенно не умеющие вести дела ребятки, но презирать огромный пласт живых людей из-за пары придурков? Попахивает стадностью. Но наш герой об этом не думал, он поддался дурману спикеров и поверил, что может все.

2 месяца в БМ прошли интересно, Игорец нашел чуток уверенности в себе, стал преподавателем в школе компьютерной графики Space School и вспомнил старую мечту заделаться в 3D иллюстратора.

Чему научился: себя изнутри не поменяешь, нужен толчок извне. В тусовке дизайнеров много холиваров и мало правды. Нахуй холивары, у меня своя голова на плечах. БМ — просто большая школа с неформальными занятиями. Мотивация не важна, она может появиться во время работы.

Глава 5

Дуракам везет

В «Петр и Ко» постоянно обсуждали популярных 3D художников, например Булгарова, Тора Фрика или Диму Рабочего. Среди прочих говорили об Илье Шелеменцеве, работы которого мне нравились. В Трейсе работал парнишка, который шутил блатные шутки и казался крайне неприятным персонажем. Целый месяц я его избегал пока не узнал, что это тот самый Илья Шелеменцев, и черт возьми, я хотел с ним подружиться.

Однажды в Трейс пришел один моделлер моложе меня. Это сбивало с толку, везде где я работал — был самым молодым, а здесь кто-то моложе. А еще Женя Пак попросту выглядит как чертовски крутой спец.

b_59523307d416f.jpg

Женя Пак и Илья Шелеменцев в поисках рефов. Фотография из архива.

Лену Ласкую я тысячу раз видел на концертах группы ГАФТ, она занималась организационными делами, а еще у Ленки была репутация заядлой тусовщицы, за что ее прозвали Пати-боссом. У девчонки есть уникальный талант — она умеет решать проблемы.

Я некоторое время искал работу преподавателем трехмерной графики. Всегда любил преподавать, обучать стажеров и читать лекции. Побывал в нескольких школах и вузах, где учат 3D и понял, что не хочу иметь с ними ничего общего. В Петербурге не нашлось крутого места, в котором компетентные люди вели бы компетентные занятия о геймдев 3D. Хотелось один аккуратный и симпатичный очный курс. Я сошелся с Федором Николаевым, который сделал Space School, но мы не договорились — он хотел онлайн курс, а я хотел очный. Мы разошлись, и тогда я принял безумное, странное и совершенно нелепое решение — открыть свою школу. Спасибо БМ за пайплайн! В кармане ни копейки, опыта организовывать что-либо нет и вообще это дерьмо пугает, но возвращаться в офис казалось куда худшей перспективой.

Меня посетила муза! У Лены большой опыт организации, я дружу с двумя офигенными художниками, один из которых божественно хайполит, а другой роскошно текстурит. Я спец по лоу поли. У меня есть команда, осталось об этом рассказать самой команде. Все трое легко согласились затеять школу, так как решили что у меня это временно и мы обо всем скоро забудем.

Мы не забыли.

У нас не было ничего: названия, известности, связей и даже опыта в рекламе. Я сделал группу, выложил туда программу и написал пост о бесплатной лекции. Лена выпросила у нескольких крупных пабликов бесплатные репосты и нашла помещение. Через неделю мы приехали на лекцию, и я занял у Ильи 3000 р. на аренду зала. Пришло 8 человек. Четверо купили курс по 9 900 р. в месяц. Заработали 40к, и я отдал 3к Илье. Той же ночью мы сидели в кафе, и Женя сказал:

«Еще не поздно все отменить. Это огромная ответственность, мы точно облажаемся!»
Не облажались!

Лена нашла отличный, но чертовски дорогой компьютерный класс, однако мы поторговались, и он стал самым дешевым. Оказалось, это единственный доступный в аренду в Петербурге зал, в котором запускается Substance Painter. Конечно, есть еще университетские классы, но от них так веет тоской и страданиями тысяч полуживых студентов, что обучать и учиться в них совершенно невозможно. Мы вложили часть заработанных денег в рекламу, и еще через неделю у нас получилась группа из 11 человек. Несколько ребят заплатили сразу за весь курс. Так я оказался с 300 000 рублей на руках, заработанных за две недели. У нас все еще не было названия.

Чему научился: Прошлое строит будущее. У меня есть ресурсы для всего, что бы я ни захотел. Друзья помогают менять жизнь. Мелочи исправлю позже, главное получить результат как можно быстрее.

Глава 6

Где деньги, Лебовски?

b_5952330806149.jpg

Кадр из художественного фильма «Большой Лебовски»

Думаете эта статья про успех? Как бы не так! Мне снесло крышу, и я помчался тратить деньги: накупил дорогих вещей, вкусно обедал и угощал друзей. Я тратил не свои деньги, а деньги школы, не подумав о счетах. Если оплатить аренду, гонорары преподам и Лене, рекламу и целую гору мелких обязательных расходов, то на руках остается совсем не много. Я это понял только когда деньги кончились. Оказалось, что вертеть деньгами небольшой школы ни разу не просто, это сильно отличается от бестолковой траты зарплаты, как я делал в «Петр и Ко».

Ответственность, сучки.

Счета нужно оплачивать, поэтому взял не срочный фриланс. С почасовой оплатой работа пару раз приносила 3500$ в месяц, но обычно я нарабатывал всего на 2000$, так как много времени уходило на школу и свои маленькие дела. Деньги выходили хорошие, и я работал когда хотел.

К слову о школе. Собралась отличная группа, мы много тусили и веселились, но при этом работали как проклятые, а в конце каждого занятия все вместе обнимались. Правда, вначале мы с преподавателями лажали как черти и спасал ситуацию лишней домашней работой, но к концу мы начали справляться. Первый курс получился неровным, но чертовски веселым и эффективным. Четверо ребят после нас устроились работать в студию DigitalForms.

Из ошибок — я продлил курс на месяц бесплатно для студентов и потерял на этом 40к рублей. Во время курса я захотел сделать форум, набить в зал минимум сто человек и целый день читать лекции о 3D. Такой маленький CGevent.

Не знаю, обошелся ли форум в 60 или 80к. Я очень быстро перестал соображать, куда уходят деньги. Пришло около 60 человек, и мы с трудом заработали 20 тысяч, оставшись в минусе на несколько десятков. А самое дерьмовое — я не считал все цифры и даже не скажу, сколько точно потратил! С деньгами до сих пор веду сложные отношения, но больше так не лажаю. И еще маленький косяк — мы наняли за 10к оператора, и он снял очень плохое видео. Я решил, что лучше его никуда не выкладывать.

Чему научился: Деньги не то, чем кажутся. Свое дело — личная ответственность. Нельзя доверять новичкам работу. На фрилансе платят больше, чем в офисе, но бывает одиноко. Работать на себя сложно, но приятно.

Глава 7

Дружба — это чудо!

Помните, как потерял год жизни? Сейчас наоборот, кажется что после Форума прошел как минимум год, и чувство такое словно с тех пор я уже дважды справлял день рождения. Жизнь больше не похожа на кефир, но появились новые проблемы.

Все мои геймдев модели находятся под NDA. Это значит, что мне нельзя показывать и говорить, над какими проектами я работал. Однажды я выложил скриншот своей модели с официального сайта игры на свою страницу в вк, и меня попросили удалить этот скрин. Ситуация дерьмовая. Я месяцами делал топовые ассеты, вылизывая каждую деталь, и не могу никому об этом говорить! Три года хардкордной работы и никакого портфолио. Как я находил работу? Через тестовое или по рекомендациям.

Меня это не устраивало, и в то же время не хотелось задерживаться в геймдеве. Меня давно манила иллюстрация, поэтому я решился на новое маленькое безумство — начал делать дейлики. Одна работа каждый день в течение месяца. Не просто какая-то моделька, а полноценная композиция. Ух, было не просто. В голове ни слова про композицию, цвет, свет и повествование. Я знал словосочетание «пластичная линия», но не имел понятия, что это такое. Порой совсем ничего не хотелось делать, и тогда мозг придумывал, как выкрутиться. Иногда не было идей, и приходилось искать вдохновение, но чаще всего идеи требовали слишком много времени, и я изобретал читы. Так я сделал проект Dailosaur из 30 работ.

b_5952330883437.jpgDailosaur №20. Pepluum 2017

Один я бы не справился.

Банальная идея. Почему она так редко всплывает в среде дизайнеров?

Мой хороший друг Денис Козионов сделал логотип для моей школы, афишу для форума и обучил типографике. Именно благодаря его поддержке и под его надзором я стал делать дейлики. Он невольно стал моим ментором. Я стыдился первых работ, но Денис не осуждал, а только подсказывал и давал советы по композиции и шрифтам, и без его советов я бы давно застрял на месте. Однажды я пришел домой в 5 утра, очень хотелось спать но дейла не было — невыносимое чувство. Я сделал золотую надпись flow: обвел в майе шрифт Jellyca, выставил свет, настроил шейдак и отправил Денису.

0*BKXqABAPuRHBNQVc.

Dailosaur №5. Pepluum 2017

Это был первый дейлик, который ему понравился! Именно поэтому я так часто пишу Fløw на своих работах. Затем Лена и ее чертовски красивые подруги стали лайкать работы в инстаграме. Лайки от девочек вдохновляют почти как лайки ментора, в сотню раз больше лаек других дизайнеров и в тысячу раз, чем лайки обычных парней. Вершина блаженства — Даня Сатива из Силы Света лайкнула 22 работы. Она рассказала, что их разок использовали как референсы для проекта в Силе Света. Я из-за этого на недельку даже зазнался. Она до сих пор вдохновляет меня хорошо делать свою работу, а еще Даня помогает продвигать школу и репостит наши курсы в АЕ.

Скажете что лайки не важны? Черт возьми, нет! Лайки Полезны, они мотивируют работать порой куда лучше денег, и к тому же, они кормят мою жажду признания. Но не лайками едины, Женя Пак стал делать свои дейлики, и у нас началось негласное соревнование, помогавшее не сдаваться. Один я бы давно сдался.

Без поддержки Дениса, Жени и красоток Лены не было бы дейликов, без Жени, Ильи и Лены не было бы школы. Без друзей у меня ничего бы не было: ни дела, ни творчества, ни навыков.Люблю их!

Чему научился: творчество рождается не во вдохновении, а в дисциплине и ограничениях. Поддержка близких очень важна. Нужность портфолио переоценено. NDA сосет.

Заключение

«Ты человек-мультик! Ты должен делать мультики!»Лена Л. Из личной переписки.

У меня только что закончился второй поток школы и начался второй онлайн курс. На фриле я моделю для нового мультфильма Виталия Шушко, автора X-story. Сложно совмещать школу и работу, поэтому с курсами я сделаю перерыв. Работа мне очень нравится, но хочется наконец вырваться в иллюстрацию, поэтому в свободное время делаю маленький, но совершенно безумный личный проект. Недавно я за вечер сделал постер на конкурс Большого Фестиваля, но опоздал на целый месяц и не попал в артбук, зато с этим постером обошел старину Mad Rabbit-а и получил стикерпак в группе с постерами. Приятно, черт возьми. У меня часто бывают проблемы с деньгами, я до сих пор бездумно трачу, поэтому деньгами школы теперь занимается Лена. Она молодец.

Интересно, как жизнь порой радикально меняется.

b_595233092a9fa.jpg

Афиша Большого Фестиваля на конкурс. Pepluum 2017

Дорогой читатель, спасибо что был со мной целую статью, я очень это ценю. Надеюсь, тебе было интересно. Возможно, ты узнал что-то новое, или, что кажется мне совершенно маловероятным даже, чему-то научился! Я буду рад любым твоим комментариям или вопросам.Меня можно найти в Телеграме и ВК.

+20
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Екатерина К
Рассказ что надо! Откровенно, с самоиронией, интересно. Уверена, у вас все получится!
Ответить
Игорь Дятлов
Спасибо! Мне чертовски приятно.
Ответить
Pepperbox Media
Цифровой декаданс и поиск N-го измерения
Иероним Б.
Спасибо за статью. Но экватор в виде БМ дался тяжело) пришлось отложить на лучшее настроение и дочитать на след. день
Ответить
Artem Kurenev
КРУТО!!!!
У тебя талант в двух областях))
Ответить
Игорь Дятлов
Забавно, я этого не чувствую. Во всех областях постоянно ощущаю, как сильно отстаю от крутанов, и вечно пытаюсь нагнать.
Такое чувство, будто никогда не догоню
Ответить
Artem Kurenev
Это нормально... это и есть стимул! А Наоборот- плохо)
Ответить
Михаил Волосовский
Интересная статья, прочел на одном дыхании)
Ответить
Федько Куракин
Нконец БМ начала делать "контент маркетинг"
Ответить
Студия BOOM ZOOM
Продуктовая, проектная разработка и продвижение в интернете, для компаний из Рос
Дмитрий Осипов
Мощный рассказ, лаек ????????
Ответить
Cimpie
Organize and manage your team, projects, and processes with Cimpie.
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.