Разбор полетов: статьи расходов на ИТ-инфраструктуру
С чем это можно сравнить
Согласно исследованиям Gartner, объем затрат на центры обработки данных превысит 170 миллиардов долларов уже в этом году. Эта сумма сравнима со стоимостью компании Apple, если брать оценку Forbes, и годовым оборотом одного из американских мегаритейлеров Walmart.
На что именно компании тратят эти деньги — разберемся далее.
Корпоративная ИТ-инфраструктура
Один из наиболее распространенных мифов говорит нам о том, что на «железо» приходится большая часть расходов. Это не так.
Аналитические отчеты крупных компаний вроде Intel могут прояснить ситуацию. На самом деле затраты на аппаратную часть составляют порядка 15% от всего бюджета на ИТ-инфраструктуру.
Какие еще издержки здесь стоит учитывать: стоимость аренды помещения, ПО, электроэнергия и распределительные устройства, системы климат-контроля и охлаждения, системы противопожарной безопасности, плюс заработная плата сотрудников и соответствующие налоги и взносы в различные фонды. Этот список можно дополнять и далее, но нужно понимать главное:
Все эти составные части необходимо объединить в единую систему и спроектировать архитектуру дата-центра с учетом возможных рисков и сценариев по предполагаемому расширению и масштабированию по мере роста бизнеса.
Другой популярный миф связан со стремлением к экономии за счет использования большого числа дешевых, но низкопроизводительных устройств. Разберемся, в чем здесь дело.
Каждому, кто решил руководствоваться подобной логикой нужно понимать, что краткосрочная экономия может обернуться ростом расходов на электроэнергию, если вы не уделите должного внимания вопросу энергоэффективности устройств.
Различия в тарифной политике в зависимости от конкретного района или территориальной принадлежности организации могут обернуться против вашего бюджета и не дадут экономить. В качестве примера здесь стоит привести историю компании Rackspace, которая отмечает значительный рост стоимости электроэнергии по сравнению со ростом стоимости самых вычислительных мощностей. Согласно модели, построенной экспертами этой компании, ранее могло потребоваться до 50 лет, чтобы эти величины сравнялись, но теперь этот период сократился до 2-4 лет.
Эта логика приводит нас к еще одному заблуждению: «заплатим за все один раз и забудем», — так зачастую рассуждает обыватель, который не уверен в том, что стоит идти путем значительный капитальных затрат на системную работу с ИТ-инфраструктурой. В эту категорию мифов можно отнести и подход к обновлению оборудования. Многие убеждены в том, что апгрейд не может принести что-то кроме неоправданных расходов.
На самом деле здесь есть множество подводных камней и все не так однозначно, как может показаться. С одной стороны, ваши единовременные капитальные затраты на обновление оборудования могут показаться существенными, но в долгосрочной перспективе вы будете экономить на электроэнергии и обслуживании.
Без моделирования ситуации здесь не обойтись, как и без учета нематериальных издержек. Помимо приобретения лицензий на ПО стоит задуматься о том, как будет происходить их обновление, а еще о том, кто будет заниматься технической поддержкой и интеграцией ваших решений.
Для всего этого нужны специалисты, а в идеале — автоматизация, которая сама по себе не возникнет — готовых решений, которые были бы универсальными для всех компаний, просто нет.
Виртуальная инфраструктура
Если говорить о IaaS-провайдерах, то подобные компании стремятся к максимальной простоте и удобству для клиента. В итоге — человек получает в распоряжение понятый инструмент (например, калькулятор для расчета стоимости виртуальной инфраструктуры), который позволяет оценить предполагаемые расходы — увидеть их без каких-либо скрытых цен или рисков и выбрать удобный способ оплаты.
Конечно, бизнес и ИТ-инфраструктура самого IaaS-провайдера может очень существенно отличаться от вариантов для компаний. Здесь речь идет о совсем других масштабах и иному подходу к построению архитектуры.
Мы в 1cloud работаем бок о бок с одним из наиболее известных ЦОД уровня Tier III. Архитектура нашего облака учитывает «промышленные» нагрузки на сети и сетевое оборудование, системы хранения и вычислительные мощности. При этом мы тратим средства и на поддержание резервных каналов связи, которые позволяют уберечь клиента от потенциальных рисков и сбоев. Помимо этого большая часть наших служебных систем подвергается последовательной автоматизации. Этот подход затрагивает как «внутренние» системы, с которыми работают наши сотрудники, так и инструменты для клиентов.
Все это возможно осуществить за счет существенных капитальных затрат на старте проекта и долговременных инвестиций в экспертизу нашей команды. IaaS-провайдер готов взять на себя такие расходы в силу того, что его бизнес-модель позволяет это сделать и предусматривает экономию на масштабе в том числе и для клиентов. Это относится и к закупке необходимого железа, и к оптимизации внутренних систем без потери качества предоставления услуг.
Эту логику подтверждают аналитические отчеты и исследования международных организаций вроде Uptime Institute, согласно которым IaaS-провайдеры оптимизируют затраты гораздо эффективнее, чем это удается ИТ-компаниям. Помимо этого облачные провайдеры быстрее адаптируют новые решения для обеспечения высокого уровня безопасности и снижения риска потери данных.
Чтобы дать вам наглядные примеры того, о чем мы говорим, мы подготовили специальные видео- и фотоэкскурсии по нашим ЦОД — здесь вы сможете самостоятельно посмотреть на нашу инфраструктуру:
- Центр обработки данных «Санкт-Петербург»
- Центр обработки данных «Москва»
- Центр обработки данных «Алма-Ата»
Помимо материалов о том, как мы построили наш сервис, мы публикуем разборы того, как устроены те или иные технологии, и даже критикуем некоторые популярные тренды (если быть точнее, то их ложное трактование).