Как всё начиналось
Идея технологии, которая позволяла бы получать пакетированное молоко прямо из-под коровы, родилась в далёком 2011 году у моего партнёра проф. А.И. Белоносова. В тот момент она имела довольно экзотический вид: предполагалось создать компактную установку дойки-упаковки, смонтировать её на грузовик и выезжать к коровам прямо на пастбище. О пастеризации тогда вообще речь не шла. Я постарался приземлить эту идею на реалии рынка и существующего регулирования. Ясно было, что в установку нужно было включать пастеризатор и использовать её в первую очередь на фермах, а не на пастбище. В первую очередь потому, что таково требование закона, а во вторую, потому что потенциальных потребителей пастеризованного молока явно в десятки раз больше, чем потребителей молока сырого. Но поначалу нужно было отработать саму возможность упаковки молока прямо из-под коровы.
Работа закипела. Белоносов чертил эскизы (по старинке, от руки), молодой конструктор, которого я взял в проект по рекомендации (как мы искали конструктора - отдельная тема, которую я надеюсь как-нибудь рассказать), вычерчивал детали в компьютере, затем мы изготавливали детали на российских предприятиях, которые регулярно нарушали сроки и брали за свою работу, как за детали от космической техники, затем эти двое и ещё один пожилой монтажник, собирали и тестировали отдельные блоки системы. Косяки описывать не буду, они выявлялись и исправлялись в процессе сборки и тестирования. Ну а я забрасывал в топку проекта свои накопления, одновременно пытаясь привлечь инвесторов.
Результатом работы в 2013 году стал первый прототип Испытания первого прототипа
В этом прототипе не было никакой автоматики, все процессы приходилось контролировать вручную через небольшое окошко в корпусе аппарата. Не было мойки, не было и пастеризатора. Тем временем проф. Белоносов продолжал настаивать на максимальной простоте конструкции, уверяя в том числе, что молоко, охлаждённое и запакованное на бактерицидной стадии (когда оно само по себе убивает вредоносных микробов), не нуждается в пастеризации. Мои ссылки не принятые стандарты разбивались о железный аргумент "мы докажем, что в нашем случае эти стандарты не применимы, и заставим принять для нашей технологии отдельный стандарт".
Наиболее сложный элемент установки - упаковщик - пришлось заказывать в Швеции. Российские производители (на переговоры с ними мы потратили около пяти месяцев) либо вообще не брались, либо заявляли сроки от полугода и цены как у нового небольшого мерседеса. В итоге шведы сделали эту часть тоже по цене мерседеса, но за полтора месяца. Чтобы не связываться с таможней, я просто слетал в Швецию и привёз детали упаковщика в багаже.
Мой партнёр тоже не очень выдерживал сроки. Окончание сроков стендовых испытаний и выход на ферму постоянно откладывались. А тем временем у меня уже было "заряжено" исследование по европейскому рынку, в рамках которого мы собирались опросить фермеров об их отношении к самой технологии, а ритейлеров и потребителей - к получаемому с её помощью индивидуализированному молоку. Я собирался показать фермерам видео с испытаниями прототипа на ферме, но к моменту опроса до фермы моя команда ещё не добралась. Пришлось поэтому объяснять всё на пальцах.
Результаты исследования рынка были поразительны. Об этом - в следующей серии.