Правила выживания для EdTech-стартапов
Сооснователь и CTO онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин — о том, как выжить на перспективном, но сложном рынке EdTech-стартапов.
Что такое EdTech
EdTech (Educational Technology) — направление в IT, которое интегрирует традиционные модели обучения в новую технологическую среду. Цель EdTech — улучшить процесс и результаты студентов благодаря новым технологиям, которые делают обучение более доступным, качественным, эффективным и комфортным для человека.
Казалось бы, многие века человечество передавало знания от поколения к поколению. Однако сфера образования все еще не идеальна. Во многих странах существует множество проблем: недостаточная эффективность, несвоевременное обновление учебных планов, недоступность для учеников с ограниченными возможностями. Новые технологии позволяют найти новые решения этих проблем. Именно поиском таких решений и занимается индустрия образовательных технологий.
Глобальная роль EdTech
Одна из проблем состоит в том, что огромное количество людей в мире лишено возможности получить образование. Так, согласно статистике ЮНЕСКО, 264 млн детей на планете лишены доступа к образованию и еще 387 млн даже посещая школы не умеют читать.
Обеспечить все бедные регионы школами, учителями и книгами чрезвычайно сложно. Но и оставлять сотни миллионов людей без образования в мире информационных технологий и рыночной экономики — нельзя. Решить эту задачу взялись при помощи EdTech.
Широкое распространение гаджетов и интернета открыли миллионам людей доступ к новым информационным потокам. Параллельно с этим в онлайне росла и продолжает расти база литературы, обучающих видео, статей. Так появился спрос на новые формы обучения и каналы передачи знаний. Онлайн-видеокурсы, обучающие программы, бесплатные базы научных работ — все это сформировало фундамент для рывка EdTech-сектора.
Деньги есть, а проектов не хватает
Инвесторы и предприниматели видят в этой отрасли не только гуманистическую миссию, но и огромный финансовый потенциал. Так, в 2015 году мировой объем инвестиций в EdTech составил $6,5 млрд, сообщает Ambient Insight, что почти в пять раз больше, чем в предыдущие годы. В 2017 году эта цифра выросла до рекордных $9,5 млрд (данные Geekwire).
При этом на рынке существует дефицит стартапов и компаний, которые бы создавали инновации в сфере «нового образования». Количество инвестиций растет, но тех, кто готов предложить конкурентоспособные проекты в EdTech, становится с каждым годом все меньше.
Как сообщает EdSurge, с 2013 года в США каждый год уменьшается количество сделок и стартапов в секторе EdTech. В 2017 году 37,5% всех инвестиций аккумулировали три компании: EverFi, Hero K12 и Grammarly. Так происходит из-за слабой выживаемости EdTech стартапов в условиях растущей конкуренции.
Основными причинами провалов стартапов в данном секторе можно считать недостаточную осведомленность о потребностях рынка, завышенные ожидания на старте и ошибки в выборе стратегии.
Правила выживания EdTech-проекта
Поделюсь несколькими проверенными советами, которые помогут EdTech-стартапу выжить и добиться успеха, не только удерживаясь на одном рынке, но и масштабируясь на новые.
1. Безопасно храните данные пользователей
Сохранность персональной информации пользователей и сотрудников — критически важная составляющая проекта. Изучайте нормы действующего законодательства относительно обработки персональных данных. Не экономьте на защите пользовательской информации. Вы, скорее всего, подумали сейчас о GDPR — и правильно сделали. Наш «лайфхак» в этом вопросе — привлечь стороннего подрядчика, у которого есть не только техническая, но и юридическая экспертиза.
2. Изучайте рынок и потребности аудитории
Дайте пользователям то, в чем они заинтересованы. Выберите для этого самую простую и удобную для использования форму. Типичная ошибка начинающих — не знать свою целевую аудиторию и ориентироваться на все возможные группы клиентов. Изучайте свою ЦА. Например, увидев, что много пользователей приходит с мобильных устройств, стоит активно работать над мобильной версией, приложением, подключать возможность оплаты с платежных сервисов вроде Apple Pay и Google Pay.
3. Technology на службе у Education, а не наоборот
Квалифицированного преподавателя пока что не может заменить ни одна, даже самая продвинутая программа. Чтобы создать продукт, который принесет реальную пользу, сотрудничайте с учителями, а не воюйте с ними. Работайте над решениями, которые помогут преподавателям избавиться от рутины, больше времени тратить непосредственно на преподавание и профессиональное развитие.
4. Будьте готовы к критике
Получайте обратную связь от пользователей, преподавателей и инвесторов. Улучшить можно все: концепцию, пользовательский интерфейс, стиль общения в соцсетях.
Если речь о стартапе, менять иногда приходится все и сразу. Например, мы какое-то время делали сервис для поиска онлайн-репетиторов по SAT и ACT в США. Но онлайн-репетиторов для подготовки к этим экзаменам люди не искали, так что их было крайне сложно продать. В итоге мы перезапустили проект на другом рынке — как маркетплейс репетиторов по иностранным языкам, школьным предметам и творческим дисциплинам, объединив поиск онлайн- и оффлайн-преподавателей.
5. Соблюдайте баланс талантов в команде
Не фокусируйтесь на частностях, работайте над продуктом всесторонне. У проекта должна быть хорошая идея, качественная техническая и визуальная реализация, эффективный маркетинг.
Наш опыт показывает, что формула Кремниевой долины «hipster, hacker & hustler» работает. В команде должны быть дизайнер, программист и маркетолог / бизнес-девелопер, и каждый должен развивать свое направление. Если забыть хотя бы об одной составляющей, можно быстро прогореть. С такой командой тоже можно, стартап — всегда рискованная затея, но без нужных специалистов рядом шансы на провал возрастают.
Даже если вы выполните все эти рекомендации, не факт, что проект будет успешным. Но если у вас все получится, вы по-настоящему измените мир и сделаете его better place to live. А это дорогого стоит.