Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
495 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как #евромайдан повлиял на онлайн рынок продажи жд и авиа билетов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Приветствую дорогих читателей. Да-да, я знаю, тема #евромайдана по прежнему занимает весь интернет, хотя фокус внимания немного сместился. Я решил тоже обсудить эту тему, но не совсем с обычной стороны: речь пойдёт не о самих событиях в Украине, а о том, как всё это повлияло на рынок продажи жд-и-авиабилетов с начала февраля 2014 года и по сегодняшний день.

Анализ свой буду делать на примере моего ресурса biletto.com.ua. Надеюсь, что если вы интересуетесь этой темой, вам будет интересен этот обзор.

Хочу сразу сделать оговорку для тех, кто считает, что мой обзор неуместен по причине «зачем ты тут пишешь, нам бы узнать ситуацию на известных крупных ресурсах, а не о каком-то стартапе».

Моё мнение, что ситуация масштабируема: мы забираем свой % рынка, и в этот процент входит аудитория, практически аналогичная той, что пользуется крупными сервисами по поиску и продаже билетов. А значит, вы сможете понять, что плюс-минус творится на рынке продажи билетов.

Итак, начну с января. Результаты были непредсказуемые, хотя это было вызвано скорее тем, что мы ещё не сталкивались с праздничным ажиотажем. Множеству Украинцев не сиделось дома на новогодние праздники: входящий трафик значительно увеличился, билеты хорошо раскупались по всем направлениям.

Это был первый месяц, когда нам удалось закрыть все операционные растраты и даже немного заработать на икру с маслом:) Всё шло довольно хорошо, а мы предвкушали активный рост и огромные потоки клиентов.
К сожалению, ситуация распорядилась иначе: февраль ознаменовался пиком революции. Несмотря на то, что вся основная «движуха» происходила в пределах центра Киева, люди были напуганы. Начинались первые новости о беспорядках в других, бездействии милиции и прочих неприятностях. Многие начали опасаться за свои сбережения.
533d80c77fc0b.jpg
Посещаемость ресурса biletto.com.ua с 1.02-28.02
Естественно, в продажах жд и авиабилетов наступила гробовая тишина. Прежнее спокойствие и предсказания «сейчас всё затихнет» сменились на лёгкую панику. Самые горячие даты боевых действий ознаменовывались минимальной посещаемостью. Тут скажу честно: я не знаю, как люди добирались до Киева, но уж точно они не покупали билеты в нашем сервисе.
533d80d647ae0.jpg
Соотношение регистраций/продаж жд/авиа с 1.02-28.02 на biletto.com.ua

Всё было совсем не радужно: несмотря на то, что Укрзализныця трубила о наращивании грузооборота в перевозках, пассажирские перевозки достаточно сильно пострадали.

Взять хотя бы пример с отменой поездов Львов-Киев в конце месяца, или моменты, когда связи с Укрзализныцей просто не было – и, к сожалению, других вариантов кроме нашей дорогой и любимой компании, в Украине нет. Какие были причины отмен и сбоев – тут можно начать спор не на одну страницу. В любом случае, ни в одной точке направления на Киев не было билетов.

Мы вообще достаточно серьёзно относимся к мониторингу событий и посещаемости, и отмечаем основные места взлёта продаж и проседания. К примеру, когда пошёл слух о том, что поезда по всем направлениям останавливают и досматривают, посещение сайта просто упало в 1.5 раза.

Примерно та же ситуация была и с продажами авиабилетов: здесь был полный обвал, к которому ещё и добавилось ограничение российских авиакомпаний на продажи билетов в Украине. Официальной причиной назвали колеблющийся курс гривны (хотя курс всех валют соседних стран в целом снизился).

Кстати, интересный факт: в основном ажиотаж наблюдался на нашей оффлайновой точке продаж в Киеве. Впервые были очереди, и это довольно странно. Опасаются ли люди отключения интернета или отмены – точно и не скажешь.

Но факт есть факт.

Небольшой проблеск был, когда продажи наближались к прежним показателям - когда #революция утихла. Но и тогда было рано радоваться:

Основные события переместились в Крым. Естественно, по направлениям в Крым продажи упали практически до нуля (надеюсь, что не навсегда). Хотя это частично компенсируется тем, что как раз таки из Крыма билеты в СНГ и Украину расходятся просто как горячие пирожки.

Что будет дальше, никому не понятно, прогнозы звучат самые разные, причём не особо оптимистичные.

Итак, какой же вывод хочется сделать из всего этого:
Рынок продажи билетов довольно странный, я бы сказал, специфичный – он достаточно шаткий и напрямую зависит от различных событий. Причём я могу точно сказать, что не существует эксперта, который мог бы дать точную оценку рынка – все прогнозы сменяются каждый день и предугадать что-то слишком сложно.

Кроме того, рынок продажи билетов слишком зависит от крупных игроков на этом рынке: взять к примеру ту же Укрзализныцю. К сожалению, на постсоветстком пространстве нет конкуренции в транспортной сфере, и решение крупных компаний может просто-напросто обвалить большую часть продаж.

Неприятный момент в том, что продажа билетов так же сильно зависит от информации, которая подаётся в СМИ - вы и сами видите, какую пропаганду в лучших традициях Геббельса ведут крупные игроки. Заявления крупнейших источников информации могут с лёгкостью изменить решения большинства людей, хотя ситуация будет оставаться той же.

Мы искренне надеемся, что дальнейшие события пойдут по мирному пути, ибо прогнозы сыплются со всех сторон, а позитивных новостей как таковых нет. Запасаемся попкорном, ну или солью и спичками.

Ко-фаундер проекта biletto.com.ua
Евгений Варава

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.