Хочу 5.1’/4G/2GB/WiFi/GPS/4999руб! Или умный поиск товара для интернет-магазина
Когда вы выбираете телефон, как вы думаете о нем? Похоже ли это на набор цифр из заголовка, или на фразу вроде «надежный быстрый смартфон с большим экраном недорого»? Или может быть это нечто среднее, например «телефон с 8 дюймовым экраном и хорошим откликом сенсора»? Некоторые люди действительно могут думать о своей будущей покупке исключительно в терминах технических характеристик, но все же приобретая вещь, мы очень часто размышляем в терминах целей ("нужен телефон для бабушки») или пользовательских качеств «чтобы был надежный, удобный и не тормозил».
Большинство интернет-магазинов и сайтов- каталогов сейчас не могут предложить товар по таким запросам. Подобрать по характеристикам — пожалуйста. Но вот найти, скажем«фотоаппарат для начинающих» или «простой телефон для звонков», скорее всего не получится.
Современные технологии анализа текстов уже позволяют решать такие задачи и ситуация начинает медленно изменятся. На сайтах крупных российских интернет-магазинов начинают пропадать громоздкие блоки подбора по параметрам (или точнее прятаться, чтобы быть доступными по вызову пользователя) и появляться строки поиска с подписью «просто напишите, что вы ищите». На самом деле, это очень удобно, потому что мы все привыкли к поисковым системам и ждем от поиска товаров такой же возможности. Ведь пользователям Google илиYandex не приходится подбирать веб-страницы по параметрам!
А с умным поиском товаров покупатель чувствует себя на сайте магазина как свободно. Комфортный поиск товаров, подбирающий нужные предложения без заморочек это функция к которой легко привыкаешь и если этой функции нет, то сразу возникает ощущение как-будто чего-то не хватает.
Умный поиск можно добавить в свой интернет магазин и своими руками без больших затрат. Например, я видел вариант, когда для поиска товаров по магазину используется поиск Google или Yandex для сайта — просто создается поиск среди страниц сайта, а поскольку страницы товара содержат еще и описание — то есть шанс, что слова из описания совпадут с запросом. Правда это не всегда удобно, поэтому более продвинутые магазины подключают полнотекстовый поиск по описаниям товаров (который поддерживают почти все современные базы данных, в т.ч. MySQL). Такое решение не сложно интегрировать вместе с функцией подбора по параметрам.
Хотя результаты работы таких систем бывают не плохие, все же они пока далеки от идеала. Так на одном очень солидном сайте крупной компании я, пользуясь предложением поиска, сумел найти «шторы недорого», и действительно на запрос появились относительно дешевые шторы, т. е. система меня поняла. Но вот спросив там же «простой телефон для звонков», я получил 70 товаров, начинающихся с книги «как бесплатно звонить с компьютера на телефон» и заканчивая IP-телефонами для офиса. Ясно, что на такой запрос сегодня человек скорее всего имеет в виду сотовый телефон, и уж точно не книгу.
На нашем сайте ReviewDot запрос «простой телефон для звонков» работает правильно, так же как и, например, «принтер для небольшого офиса». В основном за счет того, что наша система постоянно ищет в Интернете информацию о разных товарах, и большая база данных вместе с специальным алгоритмом ранжирования позволяет лучше отвечать на такие запросы. Хотя и тут есть над чем работать.
Если вы не боитесь экспериментировать и любите новые разработки, то функция поиска товаров на reviewdot доступна в виде web-API, так что ее можно подключить к своему магазину. Не будем хвастаться что работает она идеально — все в процессе разработки, но зато и доступ к ней можно получить бесплатно.