Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Конструктор правильного питания
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
31
Эбиа

Эбиа

www.ebia.ru

23
Enlite

Enlite

enlited.ru

22
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

15
likearea

likearea

smm.li

15
SE Ranking

SE Ranking

seranking.ru

14
Cookiezz

Cookiezz

cookiezz.com.ua

13
Venyoo

Venyoo

venyoo.ru

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

12
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Ко-фаундеры: вся правда от настоящего венгра в России

199 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Это история о том, как мы с моим ко-фаундером Силардом нашли друг друга и начали вместе работать. Для пущей интересности передаю слово ему – венгр и румын в одном флаконе, не говорящий по-русски, рискнул всем и переехал в Россию ради того, чтобы сделать революцию в еде для москвичей. Итак, Силард и традиционные русские вопросы: кто виноват, что делать и как понять, где ты находишься – все в разрезе ко-фаундерства.

«1. Найди того, кто тебя дополняет

Считается, что лучшие партнеры по бизнесу должны дополнять знания и навыки друг друга. Однако в реальности найти такого человека сложно: нас окружает много людей, но все они так или иначе похожи на нас самих. Хороших примеров со-основателей типа «бизнесмен-технарь» мало. Нужно найти непохожего на тебя человека, оценить его знания в незнакомой тебе сфере, начать доверять друг другу, иметь одинаковое видение – все это делает построение команды очень трудным. Так что же делать? Как найти правильных людей и как понять, что они будут хороши в деле?

Если честно, я думаю, что нам с Ольгой повезло – возможно, поиску хорошего партнера для бизнеса помогает смена обстановки и окружения. Мы познакомились в Гарвардской школе бизнеса, но начали много общаться только в последнем семестре на курсе макроэкономики. Мы очень любили предмет, но у нас были совершенно противоположные подходы к его изучению. Ольга рассматривала проблемы с высокого уровня – с исторической и социально-психологической точки зрения. Мне же был более привычен подход «снизу-вверх» – с учетом текущих экономический реалий и возможностей индивидуальных игроков в экономике. Разница в подходах стала причиной многих часов насыщенных дебатов, в ходе которых мы находили более эффективные решения. Но важнее всего то, что за это время я понял три вещи:

- мы с Ольгой загораемся от похожих тем и идей;

- мы можем вести плодотворную дискуссию, несмотря на противоположные мнения по некоторым вопросам;

- объединение наших подходов может помочь нам достичь более высоких результатов.

Ах, да, было еще и четвертое открытие: нам было очень весело.

2. Видение без действия – это иллюзии

До Гарварда у меня уже были друзья, с которыми мы подумывали о создании своего бизнеса. Было много хороших идей, некоторые из них даже были достаточно проработаны. Но почему-то наши планы никогда не уходили дальше обсуждения идей. Думаю, проблема была в том, что не было необходимости принять четкое решение и заняться реализацией задуманного. В результате наши дискуссии превратились в бесконечные и бессмысленные мечтания.

В Бостоне, когда мы с Ольгой уже вели переговоры с нашим будущим инвестором, я все еще не был полностью уверен в том, что мы делали. Идея была совсем новой, я еще не успел к ней привыкнуть. Когда друзья спросили о моих планах после выпуска, я с легким сомнением сказал, что, возможно, поеду в Россию и создам компанию. В этот момент Ольга вызвала меня на прямой разговор и заставила принять хоть какое-то решение, чтобы мы все могли двигаться дальше. Начать тот разговор было очень правильным шагом с ее стороны, хоть и рискованным: вполне возможно, что я ответил бы отрицательно. Но если потенциальный партнер не верит в идею на сто процентов с самого начала, лучше сразу заняться поиском других вариантов.

3. Быть на одной волне – то, что может разрушить команду

Принято считать, что быть с человеком на одной волне, полностью понимать друг друга и иметь общие амбиции – лучшее, что может случиться с командой. Мой опыт в Elementaree доказывает, что в реальности все немного сложнее, особенно, когда дело касается маленьких команд. Представьте две волны, иллюстрирующие эмоциональное состояние двух со-основателей. Чтобы понять состояние команды, надо сложить две эти волны. Если их самые высокие и низкие точки совпадают, то в сумме мы получаем одну волну, пик которой находится критически высоко, а нижняя часть, наоборот, все еще на самом дне. Однако, если верхняя часть волны одного человека совпадает с нижней частью волны другого, то вместе волны образуют ровную линию. В первом случае объединение сил ведет к экстремальным скачкам и неустойчивости, во втором же случае два человека, объединившись, стабилизируют друг друга.

Эти волны, помимо эмоционального состояния команды, символизируют многие вещи, важные для стартапа: необходимость срочных действий и ощущение дедлайна, видение рынка и оценку своих целей. Быть на одной волне – риск попасть в ловушку группового мышления, иллюзии контроля, необоснованной самоуверенности и прочего, о чем пишут в книгах по групповой динамике. Находясь в разных фазах, вы, наоборот, рискуете ввязяться в творческие конфликты, зато можете обеспечить эмоциональный комфорт в команде.

Наш опыт в этом довольно печален. Когда мы создавали Elementaree, наши волны совпадали. Поначалу это было неплохо, ведь мы научились лучше понимать друг друга. Но из-за этого мы потеряли примерно шесть месяцев работы: то время прошло в блаженном неведении, мы даже не осознавали, что наше дело не двигается вперед. Одно событие все изменило, сыграв роль кризиса и позволив мне понять, как важно НЕ быть на одной волне и как выйти из кризиса с разной скоростью. Таким событием стала презентация нашего продукта в столовой большого бизнес-центра. В тот момент у нас еще не было сотрудников, поэтому всю ночь перед презентацией мы сами резали ингредиенты и собирали наши коробки с едой, а в 6 часов утра поехали прямо в бизнес-центр вместе с полным холодильником готовых наборов Elementaree. Весь день мы рассказывали о нашем продукте. Я не говорю по-русски, поэтому с большинством потенциальных клиентов общалась Ольга. Несмотря на ее усилия, наш запас наборов почти не уменьшился, хотя мы и рассчитывали все продать. Под вечер у нее уже не осталось никаких иллюзий – только ощущение, что наша идея никому не интересна. Я тоже был расстроен, но понимал, что перекладывание всей вины на Ольгу только ухудшит ситуацию. Поэтому я постарался подавить свои эмоции и просто посмеялся над произошедшим, надеясь как-то смягчить ситуацию. Это дало ей время, чтобы собраться с мыслями. А несколькими днями позднее, когда вырвались мои сомнения, она смогла сделать то же для меня. Это как велосипед-тандем: нужно сохранять импульс, чтобы не упасть.»

Ольга: «Поддерживаю Силарда по ключевым пунктам и от себя хочу добавить, что очень важно знать, что ключевые люди в команде умнее и лучше тебя как минимум в сферах своей ответственности. Только так можно надеяться на успех компании в целом. Это справедливо и для ко-фаундеров. И если это так, вас каждое утро подбрасывает и тащит на работу».

0
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать