6 причин автоматизировать доставку
Снижение расходов на доставку
Как правило, бизнес больше вкладывается в доставку, чем получает от нее. И единственным выходом из ситуации может показаться повышение стоимости доставки, а это только оттолкнет ваших покупателей.
Самая понятная и очевидная выгода — это сокращение автопарка и сокращение ГСМ. Например, в Москве стоимость содержания одной машины в месяц в среднем достигает 120 тысяч рублей. Внедрение автоматизации построения маршрутов способно сократить автопарк на 20% процентов, то есть из десяти занятых в доставке машин сделать восемь. Это значит, что ежедневно расходы на обслуживание автотранспорта для такой компании сократятся на 10-12 тысяч рублей.
Контроль водителей
Фиксировать опоздания, следить за перемещениями, следить за тем, чтобы водители не занимались своими делами в рабочее время, — всё это невозможно контролировать без дополнительных устройств.
У многих компаний существует подмена понятий: вот сейчас мы поставим на автомобили систему ГЛОНАСС, GPS-маячки и так далее, и мы будем их контролировать. Но знание того, сколько они проезжают километров — это не про планирование: вы просто будете знать едет машина, или нет. Анализировать — все ли машина довезла или нет, проехала она оптимально или нет, — невозможно.
Про что автоматизация? Отслеживание работы в режиме реального времени при помощи приложения. Ты уже знаешь: куда он поедет, по какому маршруту, сколько простоит пробке, сколько бензина ему понадобиться. Конечно, с введением автоматизации вы не обойдетесь без потерь. У нас были примеры, когда водители с введением KPI и автоматизации увольнялись и шли на, как им казалось, менее контролируемую работу.
Работа с введением автоматизации становится настолько прозрачной и понятной, что каким бы классным и общительным ты ни был, мерить будут по результату работы.
Повышение качества работы курьера
Опоздания курьеров бесит заказчиков. Им неважно: на пять минут или на полчаса. Конечно, статистики по потерям клиентов из-за опозданий нет — рынок только растет. Зато мы точно знаем, что из-за задержек клиент точно оставит негативный отзыв или же вообще откажется от дальнейшего сотрудничества.
Что делать? Строить курьерам маршруты с учетом особенностей ПДД, пробок, время на передачу из рук в руки, фото, подпись в документах, шлагбаум, лифт на десятый этаж, клиент может не брать трубку. Все это занимает время, и учитывать все факторы логисту — не реально, курьер всё равно опоздает, а может и вовсе забить на работу.
Zig-Zag, например, может помочь клиенту в момент приема заявок: программа предложит клиенту те слоты, которые обойдутся компании дешевле в плане доставки. Каждый остается в выигрыше: у клиента есть выбор, а компания экономит.
Кроме того, благодаря приложению можно отслеживать работу курьеров в режиме реального времени и работать по «план-факт», это позволит замерять KPI курьеров.
Планирование станет занимать меньше времени
При работе в ручном режиме логист тратит несколько часов в день только на планирование маршрутов. А это даже не вся его работа — на другие задачи остается мало времени.
Программа способна затрачивать 15 минут на построение маршрутов вместо 2 часов, например, и делать это оптимальнее, чем человек. При этом она учитывает грузоподъемность машин, статистику пробок, временные окна, режимы работы.
В итоге при автоматизации у логиста появляется больше времени на улучшение операционных процессов.
Никакого дополнительно найма
Доставка — это открытие еще одного бизнеса. И многим кажется: чем больше народа, тем лучше. Увеличение людей, занятых построением маршрутов, не ведет к облегчению процесса, иногда наоборот усложняя работу: один сотрудник думает так, а другой — иначе. Алгоритмы Zig-Zag же способны превратить два часа работы обученного сотрудника в 20 минут. Следовательно, увеличивается его способность обрабатывать большее количество заявок.
Повышение спроса
Доставка прошла без опозданий и все идеально? Вероятность того, что клиент закажет у вас товар ещё раз вырастает в разы. А система взаимодействия с клиентом повысит его лояльность ещё больше: курьер через мобильное приложение может отправлять им SMS о доставке, уведомлять о скором прибытии или дозваниваться до клиента, если его нет на месте. Это снижает возможные риски и недоразумения, а также повышает лояльность клиента. Повышение лояльности — это повышение спроса.
Когда нужно задуматься об автоматизации доставки?
Конечно, маленькой компании в маленьком городе в реалиях российского бизнеса, когда курьеры заняты час или два часа в день(), вряд ли понадобится оптимизация маршрутов. Можно выделить несколько критериев, по которым можно понять, нуждается ли компания во внедрении автоматического построения маршрутов. Охват территории и сложность ландшафта, количество занятых курьеров и количество зявок. Возьмем, например, Нижний Новгород, расположенный на двух берегах, соединенных несколькими мостами. Даже знающему город человеку будет сложно проложить оптимальные маршруты в населенном пункте с такой сложной инфраструктурой. Это пример сложности ландшафта. Теперь рассмотрим иной кейс, касающийся охвата территории: компания, производящая молочные продукты, находится в маленьком селе, но доставляет их по всей области. В этом случае так же есть повод задуматься об использовании алгоритмов для планирования маршрутов.
Зачем магазинам и ресторанам нужна автоматизация доставки?
- Сократить расходы и не создавать новые. Это позволит вам сохранить цену на доставку для клиента низкой.
- Держать водителей и курьеров под контролем. Так, вы избежите опозданий, а значит — снизите процент плохих отзывов и сохраните клиента.
- Сократите время на планирование и совещания. Процесс доставки станет гибким и легко изменится под потребности бизнеса.
- Чтобы понять, когда вам действительно необходимо нанимать новых курьеров и пополнять автопарк.