Главное Свежее Вакансии Образование
504 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какое будущее ждёт западные ИТ-монополии в России

Рекордный штраф почти в миллиард рублей, который ФАС наложила на Apple в России, — признак глобального заката монополизма западных ИТ-гигантов, а также сигнал о намерении регулятора более решительно отстаивать интересы российских ИТ-компаний на внутреннем рынке.

Небывалый для иностранных компаний в России размер штрафа, почти миллиард рублей (906 299 392,16), — таков итог разбирательства Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) с американским гигантом Apple Inc. Эту внушительную сумму «яблочная» компания должна выплатить после жалобы двухлетней давности от российского производителя программных продуктов «Лаборатория Касперского».

В 2018 году Apple представила онлайн-сервис родительского контроля Screen Time. И на следующий год 11 из 17 приложений-конкурентов либо вообще пропали из контролируемого Apple магазина цифрового контента Apple Store, либо потеряли часть важных функций. Среди них было и приложение Kaspersky Safe Kids (KSK). «Лаборатория Касперского» обратилась в ФАС, обвинив Apple в ограничении конкуренции на рынке. В своей жалобе истец особо подчеркивает два вопиющих факта: прежде всего, согласно правилам Apple, попадающие в Apple Store приложения не могут повторять функциональность базовых программ, которые перед продажей предустановлены производителем на iPhone. И второй момент: Apple может отказать приложению без объяснения причин, не прописывая каких-либо четких правил.

Американская компания с обвинениями категорически не согласилась, заявив, что приложения «родительского контроля» удалялись исключительно из-за рисков для безопасности пользователей. Одновременно в Apple утверждают, что пытались помочь «Лаборатории Касперского» привести их продукт в соответствие с правилами магазина, но разработчик не справился с этой задачей. Российский регулятор встал на сторону «Лаборатории Касперского». «Было установлено, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS», — говорится в решении ФАС, которая предписала Apple выплатить взыскание и устранить нарушения.

С момента своего появления мировые ИТ-гиганты поняли, что гораздо выгоднее не просто производить отдельные продукты, а зарабатывать на сервисах и услугах в рамках развития единой и по возможности закрытой экосистемы. Самая дорогая в мире американская Apple Inc., чья капитализация уже составляет 2,1 трлн долларов, достигла успеха именно благодаря тому, что не только развивает выпуск качественных продуктов, но и создает вокруг них широкий набор услуг. Apple выпускает такие известные во всем мире, а подчас и культовые устройства, как смартфоны iPhone, компьютеры Mac, планшеты iPad, приставки Apple TV, часы Apple Watch, наушники AirPods, мультимедийные устройства iPod. Больше всего денег — более 140 млрд долларов в год (данные за 2019-й) — компании приносят продажи айфонов. Сервисы — второй по значимости источник дохода для Apple: более 46 млрд долларов. Доход от продажи компьютеров Mac составил в 2019 году 25 млрд долларов, iPad — 21 млрд, других товаров — 24 млрд (см. график).

К распространенным услугам Apple относятся, в частности, стриминговые сервисы, такие как музыка на Apple Music, кино и сериалы на Apple TV. Кроме того, это iСloud (облачный сервис для хранения данных пользователей), Apple Pay (платежная система), Apple Arcade (мобильные игры) и другие. Но основное место в сервисных доходах занимает магазин цифрового контента Apple Store, где компания предлагает выбор из почти полутора миллионов приложений, общая выручка этого магазина достигает около 70 млрд долларов в год, это вдвое больше, чем у главного мирового конкурента компании — маркетплейса Google Play (около 35 млрд долларов). И это при том, что глобально мобильная операционная система iOS от Apple занимает почти 25% глобального рынка, а Android от Google — около 75%.

Попасть в Apple Store — сложная задача для многих производителей приложений, и не только из России. Представители софтверной индустрии жалуются, что начать продавать свой продукт в Apple Store бывает очень непросто, его кураторы могут долго рассматривать заявку на размещение там приложения, а потом вдруг ответить отказом без внятного объяснения причин. Например, в 2016 году Apple запретила компании Telegram продавать в своем магазине игровую платформу, а когда разработчик начал возмущаться этой ситуацией, Apple пригрозила удалить из App Store мессенджер Telegram.

Российским разработчикам приходится особенно трудно. Недавно на заседании Госдумы РФ официально разбирались жалобы российских ИТ-компаний, которые вынуждены притворяться разработчиками Китая или других стран, так как в Apple Store особенно подозрительно относятся к программистам из России, и доля отказов у них выше, чем у представителей других стран.

Но главное, Apple не стесняется брать внушительные комиссии за продажи программных продуктов через свою платформу, они могут достигать 30% от продаж. В результате такого грабежа страдают и разоряются многие стартапы. «Получается, что раньше была ставка Золотой Орды и все привозили дань в Татарстан. А теперь есть такая ставка где-то в Сан-Франциско около Золотого моста, и все привозят дань туда. И нам кажется, что это такая фундаментальная вещь, которая сильно сдерживает развитие ИТ-индустрии в целом в мире, и особенно у нас», — публично жаловался на политику Apple вице-президент Telegram Илья Перекопский на встрече российского премьера Михаила Мишустина с представителями ИТ-индустрии в Казани в прошлом году.

Софтверные компании по всему миру все активнее обвиняют Apple в монополизме и пытаются заставить ее изменить правила игры. В последнее время число судебных разбирательств на эту тему увеличилось. В США флагом борьбы с монополизмом Apple, в частности, размахивает крупный производитель мобильных игр Epic Games, чей продукт, по мнению этой компании, был несправедливо удален из Apple Store. И хотя по этому поводу в США проходят не только громкие судебные заседания, но и слушания в Конгрессе, американская Фемида пока не спешит наказывать лидера своей ИТ-индустрии крупными штрафами. А вот в Европе эта практика ширится: регуляторы стран ЕС все чаще признают неправоту Apple и накладывают внушительные взыскания, гораздо больше российских. Например, во Франции власти в феврале прошлого года оштрафовали Apple на 25 млн евро (это вдвое больше штрафа ФАС) за намеренное замедление работы старых iPhone, а чуть позже, в марте 2020-го, Apple во Франции была оштрафована на рекордные для этой страны 1,1 млрд долларов за нарушение принципов конкуренции в процессе продажи продукции. В несправедливом распространении программных продуктов через Apple Store американскую компанию недавно обвинили власти Великобритании, которые грозят американскому гиганту миллионными штрафами. Но еще более внушительными последствиями для Apple в Европе скоро может обернуться жалоба шведского музыкального сервиса Spotify, который также считает, что Apple Store попирает принципы справедливой конкуренции. Как официально заявила две недели назад Еврокомиссия, она уже пришла к заключению, что Apple злоупотребляет доминирующим положением при распространении приложений музыкального стриминга через Apple Store. В данном случае штраф для Apple может быть рекордным — 2,7 млрд долларов.

Кто следующий?

В ближайшее время Apple будет пытаться обжаловать наложенный ФАС штраф, заседание Арбитражного суда по этому делу состоится в пятницу 14 мая. Однако, по мнению юристов, Apple вряд ли удастся добиться оправдательного решения, максимум, что она сможет, — затянуть процесс. Безусловно, штраф в 12 млн долларов — это незначительная сумма для такого гиганта, как Apple, однако решение ФАС имеет большое значение не только в глобальной борьбе с монополизмом Apple, но и для российского ИТ-рынка, убеждены его участники. «Для российского рынка это означает медленный закат монополий западных ИТ-гигантов, — комментирует Алексей Рыбаков, генеральный директор ИТ-компании Omega. — Этот шаг означает, что российские власти будут и дальше защищать отечественный ИТ-сектор. По сути, „Лаборатория Касперского“ могла подать жалобы не из России, а из любого другого офиса по всему миру. Но в России ее ждала максимальная поддержка».

Сервисы занимают второе место по выручке для Apple

«Думаю, что большинство штрафов ФАС как к иностранным, так и к российским компаниям, следует рассматривать не как финансовое наказание, а как некий сигнал о трендах в отношении российской власти к разным секторам бизнеса, — соглашается Олег Богданов, ведущий аналитик инвестиционной компании QBF. — Конечно, штраф в 12 миллионов долларов для российской новейшей практики — это рекордное и беспрецедентное событие. С финансовой же точки зрения для Apple 12 миллионов долларов — это примерная прибыль за час. Поэтому штраф ФАС следует трактовать исключительно с точки зрения отношения российской власти к зарубежному крупному бизнесу».

Под давлением регулятора в России и других странах Apple уже скоро будет вынуждена изменить правила игры в своей экосистеме. Это касается и других западных ИТ-гигантов, к которым, в том числе в России, есть претензии, и прежде всего это Google. «В ближайшее время стоит ждать разбирательств ФАС против Google в отношении „колдунщиков“ — ссылок на аффилированные с определенными компаниями сервисы, которые демонстрируются в поисковой выдаче выше, чем ссылки на другие услуги», — прогнозирует Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ. «В результате действий ФАС может повыситься конкуренция российском на рынке мобильных приложений, — продолжает Артем Родин, управляющий партнер юридической компании Rodin & Partners. — С одной стороны, это даст новые возможности нашим компаниям, с другой — российские ИТ-компании должны будут развивать и постоянно улучшать свои продукты, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе».

Источник

Подробнее об IT-компании Omega

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.