От документа к данным: какое будущее у ЭДО
Нужно уходить от восприятия ЭДО, как электронной копии бумажных документов. Драйвером такой трансформации может стать развитие ИИ. При этом не стоит забывать, что микро- и малый бизнес все еще не всегда заинтересован в переходе на электронный документооборот. Это особенно тревожно, учитывая скорое вступление в силу обязательных требований по ЭПД для всех компаний, занятых в логистике и транспорте.
Таковы итоги пленарной дискуссии «ЭДО в бизнесе: результаты 2025 года и ключевые направления развития на 2026-й год», которая состоялась 11 ноября в Москве на Международном форуме ЭДО, премиум-партнером которого стал СКБ Контур.

Трансформация восприятия ЭДО
По словам руководителя ФНС Даниила Егорова, один из вызовов, стоящих сейчас перед отраслью, в том, что участники электронного документооборота смотрят на данные, как на документы, копируют бумагу в электронный формат. При этом, если любые данные в документах будут понятны двум и более сторонам, при сохранении их достоверности и защищенности, появится возможность превращать их в нужные форматы.
Драйвером перемены восприятия выступает развитие искусственного интеллекта, заметил заместитель генерального директора СКБ Контур Михаил Добровольский. По его словам, цифровые помощники и ассистенты, которые все больше внедряются в процессы внутри компании, работают только с данными, а не с бумагой. При этом важно сохранить юридическую значимость документа, предупредила всех заместитель председателя правления «Газпромбанка» Елена Борисенко. Без уверенности в неизменности данных и точной идентификации времени и лица, подписавшего документ, информация будет значимой только для аналитики, но не для гражданского оборота.
Проблема малого бизнеса
Крупному бизнесу, операторам ЭДО и регулятору нужно взять ответственность за переход на электронный документооборот микро- и малого бизнеса, считает управляющий директор X5 Group (объединяет торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») Алиса Мельникова.
«У X5 Group 7 тысяч поставщиков продуктовых товаров и 70 тысяч — по не товарным категориям. Более 50% из них — малый и микробизнес. Например, поставщики лаваша в отдаленные магазины. Они ничего не знают про ЭДО, и все призывы переходить на электронный документооборот приводят их в ужас, вызывают возмущение, потому что у них нет на это финансовых ресурсов. Нам важно вместе как-то решить эту проблему», — заявила Алиса Мельникова.
Заместитель главы Минтранса России Борис Ташибов рассказал о необходимости позитивного опыта перехода бизнеса на ЭДО. По его словам, если через пару лет после внедрения обязательных электронных перевозочных документов, намеченного на 1 сентября 2026 года, большинство компаний, занятых в логистике и транспорте, заявят, что признают ЭДО эффективным инструментом, это будет позитивный результат.
ЭПД и ретейл
За три года после создания ГИС ЭПД пополнилась более 30 млн документов и ежемесячно пополняется на 1,5 млн, привел данные Борис Ташибов.
«Но внедрение электронных документов имеет для Минтранса прикладное значение. Нововведение позволит эффективно планировать развитие инфраструктуры и инвестиций. В дальнейшем это позволит прийти к бесшовной логистике, когда получится соединить цепочки маршрутов разных видов транспорта», — добавил Борис Ташибов.
Есть опасность, что малый и микробизнес не успеет к сроку перейти на электронные перевозочные документы и уйдет в серую зону, из которой «их не удастся достать», отметила Алиса Мельникова. «Если мы не найдем решения для таких компаний, нам придется задуматься о том, чтобы сдвинуть сроки», — добавила она.
По словам Михаила Добровольского, есть две причины, чтобы небольшие компании стали проактивно и досрочно переходить на ЭПД. Первая — уже существуют решения, которые покрывают все их сценарии и делают менее болезненным переход на ЭПД. «Вторая — как бы это цинично не звучало — неотвратимость введения обязательных требований. По планам, с 1 сентября 2026 года перевозочные документы станут электронными, и к этому надо готовиться», — добавил Михаил Добровольский. В завершение Михаил Добровольский ответил на вопрос президента ассоциации РОСЭУ Юрия Малинина, стоит ли ожидать в ближайшем будущем появления новых сервисов в ЭДО. «Мы сконцентрированы на том, чтобы улучшать пользовательские сценарии и увеличивать количество таких сценариев в текущих сервисах», — рассказал Михаил Добровольский. Он напомнил, что за последнее время СКБ Контур добавил в Контур.Диадок возможность работы с маркировкой, интегрировал в него сервис для самозанятых Сайн. Функционал будет расширяться, как только появится потребность в этом бизнеса, который заинтересован в том, чтобы закрывать все сценарии работы с электронными документами в режиме «одного окна».

Новые сервисы и развитие старых