Что происходит на рекламном рынке Турции? Личные наблюдения и выводы
Сетевые агентства все?
В Стамбуле меня не покидало ощущение того, что все сетевые агентства — эдакие «каменные гости» современного рекламного рынка. Неповоротливые, но при этом до сих пор забирающие самые большие бюджеты, они пытаются тягаться с независимыми агентствами, но для этого им необходимо все больше и больше напрягать уставшие мышцы. Мне запомнилась фраза одного из креативных директоров: «Alice BBDO? Где теперь этот Alice?»
Образованность SEO, CFO, CDO и всех арт- и креативных директоров.
Турецкие агентства невероятно открытые. А руководители — крайне образованы. Признаться, еще ни в одной стажировке не было так много ребят с великолепным английским языком. Впрочем, все становится ясно, когда в бэкграунде у каждого первого по Гарварду с Оксфордом.
SMM находится в зачаточном состоянии.
Я серьезно. Нет, конечно же, на рынке есть несколько сильных игроков, но в силу ограниченности инструментария — активности в социальных медиа используются не для управления репутацией и всего того, что мы привыкли делать в России, а, скорее, как поддерживающие рекламные каналы и поля для seedingа
У дизайна упаковки очень большой потенциал.
В моей жизни был период, когда я всерьез увлекался дизайном упаковки. Однако, в какой-то момент мой интерес был потерян, вместе с пониманием того, что рынок этот флегматичен и неповоротлив. Ребята из Стамбульского агентства BRICK произвели в моей голове революцию. А все потому, что, как они говорят: «У упаковки должна быть своя история…». Они — сказочные сторителлеры. И продукт у них получается сказочный.
Коллаборэйшн и нетворкинг — решают.
Мы в ADCONSULT всегда были за нетворкинг. Теперь — особенно. Впервые на деле я увидел прямую зависимость финансовых результатов компании от ее синдикации с глобальными рекламными ассоциациями.
Премии все и премии ничто.
Наверное, не только меня позабавило отношение стамбульских коллег к наградам и номинациям. Если для одних — это гордость, которую они выставляют напоказ, для других — лишняя головная боль, которую они не знают где складировать :))
Есть агентства, которые клиентов выбирают.
Конечно же, еще по стажировке в Гонконге я знал, что очень многие агентства «увольняют» клиентов. Даже титульных. Но вот впервые мне удалось встретиться с агентством, которое очень кропотливо ВЫБИРАЕТ с кем оно будет работать, а с кем нет. И, поверьте мне, это правда. Ребята — невероятные молодцы и делают изумительные штуки.
Почти всем независимым агентствам предлагают синдикацию и ассоциацию, а не выкупают в ноль.
В отличие от многих других рекламных рынков — на стамбульском не распространено приобретение сетевиками независимых агентств «с потрохами». Как правило это лишь номинальное вхождение в бизнес на уровне 10-20%9. Про ценообразование и bullshit
«Если бы баинг осуществлялся по прайсовым ценам — наш, турецкий рынок, был бы в 5 раз больше российского».
«Турция — это медийный Гранд Базар. Здесь, если вы получили от телестанции скидку в 99% от прайслиста, то вы переплатили раза в четыре. Да мы можем продать вам bullshit. И можете быть уверены в том, что вы купите лучший bullshit на рынке»
Денис Баталин