Честный прогноз по рекламному digital-рынку России и около него на 2016
Продакшн в топку
История о том, что рынок web-разработки сильно сжимается да и вообще становится мало кому нужен — стремительно развивается. Лучше всего общую картинку, ну и общее состояние дел здесь проиллюстрирует вот этот видеоролик (ссылку на который я немного стесняюсь давать — осторожно мат!):
Огромное количество готовых решений и наличие почти всего необходимого на маркетплэйсах ставят, в конечном счете, под сомнение возможность хоть сколь-нибудь маржинальной диджитал-продакшн работы.
Это касается не только разработки простых проектов, вроде интернет-магазинов и каталогов, но и крупных портальных решений. Конечно же, нельзя не сказать про исключения: это серьезные промо-проекты с большим количеством креатива, а так же высоконагруженные проекты которые разрабатываются, как правило, на фреймворках и к 80% всех тех разработок, что сейчас рождаются в недрах FDS агентств не имеют никакого отношения.
Что делать?
Признаться себе в том, что 80-100-1000% маржи — безусловно в прошлом. Искать новые маржинальные и закрывающие клиентские потребности продукты.
Стартапофобия
На рынке стартапов 2016 года станет еще меньше шальных денег чем в 2015 году.
Это связано с крайне низкими показателями по выручке и прибыли, а также размытыми инвестиционными перспективами большинства отечественных проектов. (Чувствую, что в меня полетит много камней, но готов вступать в полемику с теми, кто сможет доказать обратное на конкретных цифрах и фактах).
Многие инвесторы как после похмелья: отдыхали, веселись (питчили, бордили, разрабатывали бессмысленные ТЭО и определяли IRR), посчитали (на реальных показателях) — прослезились.
Туман про «вот-вот и мы отгребем свой лярд» — рассеивается все стремительнее. Связано это со многими факторами. Часто — и с тем, что инвесторы не слишком «в теме» (обычно таких за глаза называют «непрофильные» (т.е. «лохи») и с тем, что большинство стартапов появляются не на месте реально существующей проблемы и потребности, а лишь вокруг «авторской идеи».
Да, конечно, значимые, перспективные, а главное, прибыльные проекты есть. Но (взгляд со стороны) их так мало (если отбросить показное бахвальство и заказуху на vc и cossa), что они тонут в потоке убыточных стартапов.
Что делать?
Искать РЕАЛЬНО существующую проблему. Выстраивать вокруг нее личную вовлеченность. Смотреть на все рационально и считать деньги. Имплементировать в повседневную деятельность HADI-циклы
А постоять с сигаретами у метро?
Мне кажется, что 2016 год будет очень благоприятным для тех из нас в «цифре», кто застал «лихие 90-е». Нет, я не про терпил, рэкет и деньги мешками. А про те неловкие моменты, когда нам приходилось «суетиться». Делать какие-то быстрые гешефты: там пару блоков сигарет толкнуть, здесь матричный принтер с тремя концами клиенту отгрузить.
Было у нас тогда какое-то совершенно особое отношение к Доллару и даже самым небольшим деньгам в рублевом эквиваленте, которые являлись его составной частью…
Что делать?
Вспомнить, как это оно — фарцевать. Вот только теперь эта история будет не про джинсы и маечки, а про лэндосики и смм бюджетики.
Олдскульные ребята со всеми своими «радио и пресса никогда не умрет никогда-никода», к сожалению, будут все больше превращаться в неформалов
Да, я не верю в это — я в этом уверен. Они и сейчас уже это чувствуют всеми фибрами своих киловатт и тиражей. Но некоторые упорно боятся себе признаться, что их бизнес похож на бизнес вокруг катушечных магнитофонов и кассет.
Я серьезно, мои аналоговые, ламповые друзья. Я вас очень-очень люблю, но если я вам честно не скажу об этом — вам никто об этом не скажет.
Существование — не знак равенства жизни. Рад, что многие уже в нашей диджитал лодке — всех остальных зову.
Нет. Умоляю.
Что делать?
Начните, например, с этого: или чего-то похожего… Мы помогаем вам как можем.
Выживет бережливый диджитал
Иными словами останутся только те компании (ну ОК — будут себя более-менее уверенно чувствовать), которые возведут экономию в ранг локального компанейского божка.
Движения в этом направлении уже есть: на рынке появляются ребята, которые предлагают «пакеты экономии» — как получить хостинг на год бесплатно, плюс к этому репозиторий, и контекст на 12 тысяч рублей со стоимостью всего пакета всего лишь столько-то ррр…
Что делать?
Экономить. Покупать «бережливые пакеты» :)
Хотя бы в 2016 году признаться себе, что жирные годы закончились
Давайте вот без этих самых духоподъемных реляций.
ВСЕ. БУДЕТ. ПЛОХО.
Еще хуже чем сейчас раза в два. Минимум.
Наш с вами оптимизм должен распространяться не на обстоятельства, а на собственные силы, волю и желание быть агентом изменений. Субъектом, а не объектом влияния.
Переводя на русский язык: тендеров станет меньше, бабла станет меньше, вменяемых клиентов станет меньше. Всего станет меньше. Сами не будем шевелиться и менять мозги — нам никто их не поменяет.
И, честно говоря, это тот самый повод, которого нам так не хватало чтобы измениться.
Возможность превратиться в тех ребят на которых мы равняемся. Тех самых — из-за рубежа. Для которых работа — это не место, где получают заработную плату. Это сама жизнь. А клиенты — не люди, но настоящие партнеры с которыми важно и нужно идти рука об руку.
Что делать?
Не пытаться менять рынок — меняться самому.
Вот признаюсь вам как на духу. Из-за санкций мы потеряли двух зарубежных партнеров-англосаксов для которых много чего делали.
Но не расстроились. Осваиваем кантонский диалект.
Пересмотреть свои планы. И сделать их глобальным.
Если уж и формировать какие-то прогнозы, то делать их нужно так, чтобы душа пела :)
Так что пою.
Конечно же, в условиях всего того, что случилось за последний год, судачить о том «куда идти нам с Пятачком» — очень и очень сложно. Но нужно понимать, что, в отличие от, например, коллег из мясоперерабатывающей отрасли мы с вами можем, не влезая ни в какие рамки и условности — мечтать о чем угодно и ставить перед собой любые диджитал-цели.
Соскочить с продакшена и заняться квантовыми механиками — пожалуйста. Перестать заниматься SMM и через 5 лет стать лидером зараждающейся VR/AR (виртуальной и дополненной реальности) — кто ж вас остановит.
Грубо говоря, именно сегодня очень кстати вспомнить слова Коэльо из «Алхимика»: «...аnd, when you want something, all the universe conspires in helping you to achieve it..."
Что делать?
Ставить перед собой дерзкие, амбициозные и невыполнимые задачи.
Вон, Илон Маск со мной соглашается —
2016 — год великих партнерских отношений
Возможно мне пора выдавать капитанские звездочки (впрочем, что я это я, капитан в запасе, такое говорю — они у меня уже есть), но нам всем впору объявить 2016 год — годом партнерских отношений.
С боевым лозунгом: «Партнерься — или умри». Вокруг десятки, если не сотни таких же стесненных обстоятельствами и дешевеющей нефтью компаний.
Исходите из того, что вместе — всегда больше чем по одному. При этом, конечно же, не нужно умножать на ноль. Ищите равных по духу, мироощущению и коммерческим ценностям компании, которые не смотря ни на что готовы идти и рубиться до конца.
Стивен Кови возможность партнериться сделал 6 навыком высокоэффективных людей. Вот она, та самая синергия. В 2016 году точно пригодится.
Что делать?
Помнить о том, что целое — всегда больше его частей. Тут важно научиться так партнерствовать, чтобы стать тем самым «целым». Начните искать партнеров.
2016 год — отличная возможность взять себя за яйца (сорри, девочки, это я к мужикам) и научится быть сервисной компанией
Да, мы все этим вечно не довольны. Сокрушаемся по поводу того, что «не позвонили, не предупредили и просто «кинули».
Но, начинать, в зрелом возрасте нужно, конечно же с себя. Так что сужу по себе и своей Команде.
Сервисность хромает. Не возведена в 5-ую степень. Не отполирована до зайчиков в глазах Клиентов. А нужно бы. Но теперь сама ситуация поменялась. Чего уж там. Даже те, о кого мы, извините за эпитет, раньше «ноги вытирали» — моментально стали для нас значимыми и важными.
Эх, пойду прямо сейчас позвоню партнерам, поинтересуюсь — «Как все?». Не нужна ли помощь и можем ли мы быть чем-нибудь еще полезны?
Что делать?
Позвонить завтра ключевым клиентам. Сказать, что вы их любите и жить без их успехов не можете. Поверить в это.
Стать наркоманом, но без делинквентных состояний
Информация, информация, информация… Ее меньше не станет. Информационный поток будет только нарастать.
Штука, с которой сталкиваются почти все в digital-бизнесе — невростеническая боязнь «как бы чего важного не пропустить».
Это проблема управления информационными каналами и информацией как таковой.
Справедливости ради стоит сказать, что на рынке появляется достаточно много контент-маркетинговых проектов в которых можно откапать и отличные кейсы, и конкретные инструменты и техники.
И все это совсем не хочется случайно пропустить.
Поэтому в 2016 году нам придется продолжить структурировать информацию. Со страшной силой. Вычищать мусор из наших фидли и риидеров. Выделять и ставить доминанты на важные источники. Делать это с еще большими усилиями чем в 2015 году и беречь силы для года 2017…
Что делать?
Чистить. Структурировать. Безжалостно избавляться от мусора.
Научится ясно и правильно излагать свои мысли. Научить свою команду делать то же самое.
Вот это вот очень и очень важно. Если вы молчите в интернете — вас просто не существует.
Очевидно, что время когда можно было разместить какую-то залипуху на собственном сайте о том, что «мы молодое диджитал агентство полного цикла» — давно миновало. Теперь нужно говорить.
Нет, кричать.
Везде. Но главное — на тех площадках где есть ваша аудитория. Те самые ребята, которые важны для вас и с которыми вы хотите синхронизироваться. Научиться правильно, понятно и ясно излагать свои мысли любому члену вашей команды — не вызов, но требование времени.
Что делать?
Сообщить вашей команде о том, что теперь каждый из них — редактор. Судьба компании зависит, в буквальном смысле, от каждого члена Команды.
Учить, лечить или мочить всех тех, кто не умеет писать. А всех тех кто умеет — размещать на правильных ресурсах. Как мы, например.
В 2016 году формируем Команду, а не компанию
Важно посмотреть на тех ребят с которыми работаете.
Если это сотрудники, коллеги и подчиненные — плохи дела.
Оставляйте лишь Команду.
Как говорил один-замечательный-человек — Команда это то, что не генерирует дополнительных транзакционных издержек, в отличие от всего остального в вашем бизнесе, инструментов, технологий и подходов. Команда это то — что их сокращает.
Провести тест на «командность» очень просто: задайте себе вопрос: если Костя М. из моей команды отправит мне файл и скажет, что нужно срочно распечатать его прямо сейчас — будете ли вы задавать ему дополнительные вопросы?
Даже являясь его формальным руководителем?
Если ответ будет положительным — все плохо.
Окружайте себя людьми, которым вы в рабочем процессе не будете задавать вопросов.
Что делать?
Ну вы и так прекрасно поняли все без моих подсказок.
Послесловие
Я бы хотел сказать, что мир спасет Любовь или Иисус, а помогать им будут в этом Боддхисатва, Шива и Мухамед.
Но эти Ребята и шагу не сделают, если мы сами не начнем шевелиться.
Верю в себя, верю в моих Партнеров и Клиентов, верю в Вас, мои замечательные друзья.
Храни вас Спокойствие.
Прогноз окончен.
Денис Баталин