Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Мы помогаем продавать больше!
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
45
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

15
GIFTD

GIFTD

giftd.tech

13
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

12
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Convead

Convead

convead.ru

11
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

11
Eczo.bike

Eczo.bike

www.eczo.bike

11
Flowlu

Flowlu

flowlu.ru

10
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

10
KEPLER LEADS

KEPLER LEADS

keplerleads.com

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Про рекламный рынок Китая или 12 важных мыслей про Поднебесную

2 202 3 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Digital-директор ADCONSULT Денис Баталин после семинара в Шанхае рассказывает о том, чему стоит учиться у китайского рекламного рынка.

Во время 17-го международного семинара ADCONSULT в Китае (Шанхай) и наших бесконечных встреч с рекламным бизнесом «срединного царства», я старательно записывал собственные инсайты и впечатления с целью поделиться ими с вами. Что, с удовольствием, и делаю, друзья.

Про индустриальную мощь

Когда подлетаешь к Шанхаю — появляется ощущение, что мировая война за индустриальное (и не только) господство уже проиграна.

Китаю, естественно.

Я сидел у окна иллюминатора и минут 30 созерцал, как мимо меня со скоростью 800 километров проносятся заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады, районы многоэтажек, заводы, склады…

Избитый тезис про Китай — мировую фабрику для меня материализовался и предстал в образе колосса.

Про платежные системы

В Китае распространено несколько платежных систем.

От Алипэя и Випея до Эпплпэя.

При этом интересен не столько сам факт их распространения и проникновения, сколько те инструменты и подходы с помощью которых платежные системы заходили на китайский рынок, а так же учили китайских пользователей брать с собой из дома не пластиковые карты, а телефоны.

Феномен: без «пластика» житель Поднебесной обойтись сегодня может, а вот без телефона с любимой платежной системой — увы, нет.

Чтобы приучить и «приручить» пользователей — платежные системы, как и следовало ожидать, серьезно инвестировали. Почти всегда применялась одна и та же схема: наличными товар стоит 50 юаней, а если платить с помощью телефона и платежной системы — 40.

При этом скидку магазину компенсировали сами платежные системы.

Про то, как иностранные бизнесы открывают представительства

У меня есть пара новостей.

Начну с хорошей. Действительно — зайти на китайский рынок можно. Благо мы встретились с несколькими компаниями, в том числе имеющими российские корни и штаб-квартиру за пределами Китая (не считая Яндекса — о котором речь пойдет чуть ниже).

Плохая же — заключается в том, что сделать это, порой, очень непросто.

Приведу наглядный пример для технических специалистов: у каждого китайского сайта (в зоне .cn) должна быть, так называемая, лицензия ICP.

И несмотря на то, что ее получение формализовано и регламентировано, на этот процесс можно потратить кучу времени и средств (до года и до 100-200 тысяч долларов для нерезидентов).

И еще один пример (теперь для не технических ребят): любой бренд, выходящий на китайский рынок, должен предложить локализацию. Языковую, разумеется.

Мой собеседник рассказывал, что ему, в итоге, пришлось предложить 100 вариантов китайских названий для того, чтобы пробить брешь в китайской бюрократии.

b_5734317ce4bbe.jpg

ADCONSULT в Шанхайской медиагруппе

Про четыре главных принципа ведения бизнеса в Китае

  1. Держи лицо. Сохраняй спокойствие и уверенность в любой, даже самой критической ситуации. Старайся не показывать эмоций.
  2. Будь большим. Китайский бизнес любит масштабность и любит думать в категориях «мега». CEO и владельцы любят подчеркивать размеры компании, транснациональный масштаб бизнеса и собственных устремлений.
  3. Будь терпеливым. Все просто. Торопиться некуда — позади — 3,5 тысячи лет истории, впереди — вечность. Не срывай яблоко, но дождись когда оно само упадет тебе в руки.
  4. Связи и дружба прежде бизнеса. В китайском языке для обозначения системы личных связей используется даже специальное слово — гуаньси. Эта штука очень сильно распространена в бизнесе и серьезно отличается от наших отечественных «тем» и «решал». Со страшной силой советую почитать про этот феномен перед стартом работы с китайским рынком.

Про несопоставимость китайского и отечественного рынка

Лучше всего масштабы китайского рынка проиллюстрирует забавный случай, который произошел с нами во время работы в одном независимом медиахолдинге.

Мы спросили:

— Извините за, возможно, некорректный вопрос, но все же… Учитывая озвученное замедление китайской экономики, не уменьшаются ли тиражи ваших глянцевых изданий?

Нам ответили:

— Ну вообще-то нет. Да и вообще у нас довольно простая ситуация — мы же работаем и распространяем наши издания только в самых крупных китайских городах. Только в десятимиллионниках. А если почувствуем сложности, то… есть же еще 100 обычных городов-миллионников, где мы пока не работаем. Так что расти есть куда…

b_5734317f4c6bd.jpg

Шанхайскому Publicis — разрешили так же, как и в парижской штаб-квартире, сделать льва золотом

Про «кредитную иглу» Китая, которой нет

Китайцы потребители покупают только на свои.

Не покупают на кредитные деньги.

Вот вообще.

Ну очень редко — машины и недвижимость, а вот потребительских кредитов — нет.

Про то, что Yandex делает в Китае

Штаб-квартира нашего родного Яндекса, как и положено, располагается в одном из самых красивых небоскребов Шанхая.

При этом поисковик занимается очень интересными вещами в Китае.

Во-первых, команда Яндекса помогает китайским производителям заходить на наш рынок и, во-вторых, (что интереснее) предлагает китайским бизнесам математические модели YDF (Yandex Data Factory).

Что, как мне кажется, невероятно правильно. Эпоха больших заработков на обычных форматах закончилась, а вот эпоха заработков на больших данных только начинается.

b_573431821b1fa.jpg

Здесь продают большие данные

b_573431851a52c.jpg

Вид из Шанхайского офиса Яндекс

Про раздачу денег

Вообще, мне показалось в какой-то момент, что идея раздачи денег для китайского рынка — мантра успешности.

Ну вот вам простой пример: UBER потратил 1 миллиард долларов (!!!) только на один из элементов своей маркетинговой кампании: он предлагая существенные скидки и бесплатные поездки пассажирам в больших китайских городах.

Про интересное для разработчиков

Вам кажется, что высоконагруженный проект это 500 000 карточек товаров и 3 млн SKU?

Не смешите крупные китайские проекты, честное слово.

Это я к чему? Амазон, конечно, амазоном, но не забывайте и про АлиКлауд — самые крупные китайские проекты хостятся именно тут и по их словам (за что купил, за то и продаю) — АлиКлауд выгоднее.

Про осуществившуюся мечту рекламодателей

В детстве мне нравились киберпанковские книги в которых повествование шло про альтернативные реальности.

Ситуация, которая сложилась в Китае с QR-кодами — это альтернативная реальность истории взлета и падения интереса к QR-кодам в России.

Честно вам скажу, что мне сложно вспомнить хотя бы один китайский рекламный носитель, который бы не использовал QR-код — будь то оффлайн биллборд, телевизионный ролик, полоса в журнале, или онлайновый баннер.

QR-коды в Китае абсолютно везде.

ВЕЗДЕ.

От мусорных и почтовых ящиков, до расписаний электричек и памятных табличек с информацией о том, кем была посажена вот эта вот цветущая аллея.

Такое развитие QR стало возможным в следствие тотального использование QR-считывателей в самых популярных китайских мессенджерах — аудитория которых невероятна. Так, например, только мессенджером QQ пользовалось, по состоянию на лето прошлого года 850 миллионов китайцев. А WeChat — еще 680 миллионов.

Теперь о главном.

Наличие QR-кодов сделало возможным совершенно другой подход к замерам вовлеченности получателей рекламного сообщения.

Фактически, в режиме реального времени рекламодатели (в том числе и «оффлайновые») получают информацию о том, какое количество сканирований QR конкретных рекламных предложений было сделано и какова их конверсия в заказы и продажи.

В этой связи мне понятно желание Марка Цукерберга, влюбленного в Китай (во всех смыслах), перенять опыт поднебесной и дать рекламодателям еще один инструмент взаимодействия с аудиторией.

Будем ждать — кое-что в FB происходит в этом направлении прямо сейчас.

b_5734318769b0b.jpg

QR на рекламной поверхности в метро

b_5734318af119b.jpg

QR на рекламной мебели в метро

Еще немного про QR

Столь широкое распространение QR породило сразу же несколько новых ниш и возможностей, которые совершенно отсутствуют (пока) на нашем рынке.

Во-первых, это QR-процессинг. Как вы понимаете, каждое мгновение сканируется очень много кодов и кто-то должен весь этот поток обсчитывать и делать по нему аналитику.

Во-вторых, у вебмастеров и издателей появилась возможность гораздо чаще продавать именно CPA (действия), а не аудиторные охваты. И работать как посредник.

Про отношение китайского рынка к России

Оно чрезвычайно простое.

Если не брать северные регионы (которые, по правде говоря, китайцы из «золотого треугольника» юга Поднебесной и за китайцев-то не считают), то вердикт такой — они ОЧЕНЬ мало знают о России.

Я совершенно серьезно.

Ну разве что: «женщины красивые», «Байкал чистый» и «Путин».

Я к тому, что у вас, дорогие мои друзья, задумывающиеся об экспансии на китайщину не должно быть никаких иллюзий, вроде «русский с китайцем братья на век». Они не в курсе.

Про любовь

Ну и еще кое-что.

Прежде чем начать работать с Китаем — влюбитесь в эту страну.

Иначе ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Во всяком случае, именно с таким внутренним ощущением я вернулся в московский офис.

+2
Первые Новые Популярные
ubercrm
уберизация и локальные справочники
Саша Noxon
круто! надо попутешествовать по китаю,я только в Гуанчжоу был
Ответить
Serge Arsentiev
Спасибо за полезную информацию, как раз читаю фантастику про ксенофобию и конфликты люди-киборги, люди-чужие и т.д. Китай радостно и весело всасывает все полезное, а отдает - уже весьма неохотно. Или не отдает. Потому что зачем чужим-то отдавать?

Есть гораздо менее восторженные отзывы русских (а скорее советских) специалистов, живущих и работающих в Китае постоянно, и там все менее ура-ура и более предметно.

Я отдельно бы хотел остановиться на тысячах лет истории .. которые толи ушли на баланс в системе бюрократии, толи на искусство каллиграфии, толи, как считают некоторые историки - реально сжимаются до нескольких столетий, с переписываемой при каждой новой династии историей (с изъятием ВСЕХ книг и рукописей и их правкой, спец. собранием ученых мужей-редакторов). Так и растянули свою историю на тысячи лет, редактируя письменные источники задним числом как угодно вольно.

Сейчас тоже неясно, что происходит. Скупают Азию и Африку, где что плохо лежит, причем "помощь" и "инвестиции" не похожи ни на советские или американские (бери все что хошь, только скажи что коммунист в душе) или (бери в кредит что хошь и позволь военную базу поставить) ... китайцы входят на рынок/рудники/скважины этих стран сразу со своими городками, рабочими, армией/охраной и фактически захватывают куски, естественно наиболее интересные.

Не знаю, чему тут радоваться.
Ответить
Roman Ismagilov
очень интересные наблюдения и мысли, спасибо!
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать