12 главных инсайтов после бизнес-тура ADCONSULT в Бразилию
Первое. Про роль России в экономике Бразилии
— Бразильско-российские экономические отношения в жопе, — это дословная цитата-откровение от эксперта по бизнес-локализации и нашего человека в Бразилии — …причем в буквальной. Несмотря на всякие там «БРИКСы», по товарообороту Россия занимает в Бразилии лишь 17 место.
И это правда.
— Вообще же, — продолжил эксперт, — с российским бизнесом все очень и очень непросто в Бразилии. Вот сами судите: зашел Газпром несколько лет назад, но ничего особо не делает. Появился Qiwi — но проект тут не успешен. Вся надежда на Seopult. Ребята открылись недавно. Может быть, хоть они станут локомотивом…
Второе. Про роль религии в экономике Бразилии
Бразилия религиозна.
Местами с перегибом.
Иногда — чужда и непонятна для русской ментальности своими массовыми неорелигиозными течениями, типа всяких пятидесятников. Но силу ее всепроникновения сложно отрицать. Особенно, когда речь касается экономики.
Три года назад, во время нашего первого воркшопа, я услышал странную мысль которую тут же записал: «Религия — главный коммерческий успех нашей страны».
В этот раз дополнил свои записки такими высказываниями как «Религия — наше экономическое все», «Религия — равно экономика» и «Церковь — компания Христа».
Сложно с этим спорить, когда тебя опыляют знанием о том, что иезуитский орден владеет целыми промышленными кластерами в стране и церкви принадлежат крупнейшие медиаактивы государства.
Чтобы вы смогли представить себе экономическую мощь отдельных религиозных бразильских течений — подумайте, например, о том, что Третий Храм, будет воздвигнут не на Храмовой горе. Он УЖЕ воздвигнут в Бразилии.
А теперь представьте себе 18-этажное здание. Представили? Вот. Это высота УЖЕ существующего сан-паулистианского храма Соломона. Рассчитанного на 10 000 (десять тысяч!) мест. В линейных размерах превышающего футбольное поле. Но и это еще не все. Построен этот исполин из камней, доставленных самолетами (!) прямо из Иерусалима.
Третье. Про бразильское экономическое чудо
Официально говоря, все жители страны делятся на классы.
Всего их 4. А, B, С и, как не сложно догадаться, — D. Могу лишь предположить, что D — от родного слова dno.
С этим классом действительно не так все хорошо, и это те самые бедные слои населения, которые живут на пресловутые «пару долларов в день».
Их много. Они-то и проживают в фавелах. Этих фавел, кстати, тоже много. Так, например, только в Рио их более 700 разных. С совокупным D-населением, превышающим 2 миллиона человек.
Так вот. В какой-то момент местная президентская рать решила пойти путем отличным от пути своего старшего брата по БРИКС (ну вы поняли о ком я, конечно) и не выводить нефтяные сверхдоходы в оффшоры… а раздавать их бедным. Буквально. Не то, чтобы все (наверное). Но так. Нормально. По 100 реалов в месяц. Каждому бедняку. Это привело к локальному экономическому росту в последнее десятилетие. И массовой миграции из D класса в C, а из С — выше.
Пока эксперимент прекратили. Нефть уже давно ниже 50-долларовой отметки плавает.
Четвертое. Про отношения к кредитным деньгам в Бразилии
Банковский сектор в Бразилии чрезвычайно развит.
Поэтому залезать сюда с финстартапами очень сложно и, по мнению некоторых экспертов, с которыми мы общались, — бессмысленно.
Уровень закредитованности населения — невероятен. Личные банкротства — одна из «мастхэв» процедур, через которую должен раза по 3-4 пройти каждый уважающий себя житель Бразилии.
Карточки с эффективной ставкой под 500% годовых — обычное дело.
Все вебинары и онлайн-курсы ADCONSULT за 1890 рублей в месяц
Пятое. Про бразильскую рекламную школу
Рекламного образования в Бразилии много.
А лучшая школа называется… «Перестройка». Я, кстати, не совсем разобрался, при чем там на главной странице — лик императора нашего, батюшки Николая Второго. Может, вы разберетесь :-))
Шестое. Про подходы в продажах рекламы
Отстройка от конкурентов важна.
В бразильском рекламном бизнесе про это знают и сердечно эксплуатируют.
У большого количества агентств есть собственные проприетарные разработки и находки. У некоторых из тех, с кем мы поработали, — они чрезвычайно изящны.
Так, мне запомнилась концепция ребят из крупнейшего национального агентства NOVA/SB. Казалось бы — «нафинг спэшл», ан нет. Продает. Впрочем, судите сами: называется подход PopSynergy (причем, это уже зарегистрированная марка).
Предыстория возникновения такая: в агентстве начали изучать феномен популярности того или иного креатива, сообщения, УТП и т.д. По результатам сформировалась ментальная решетка, через которую они теперь прогоняют все клиентские кейсы.
PopSynergy гласит, что популярность — это то, что стоит на трех столпах:информации, важности и влиянии. Дальше ребята придумали методологию по которой можно тянуть и первое, и второе, и третье, чтобы в итоге получилось не просто рекламное сообщение, но «конфетка».
Казалось бы ерунда… А продает :-))
Седьмое. Про откровения бразильского потребления
В Бразилии протекает очень интересный процесс (который мы точно можем примерять на себя): становится сильно меньше тех, кого называют «прайсхантеры» и на их место приходят «дилхантеры» — те ребята, которые не про цену, но про соотношение количества, цены, качества, скорости и удобства доставки.
Восьмое. Про питчи, которые продают
Когда в Бразилию заходил китайский автомобильный бренд, директора местного Ogilvy слетали из Сан-Паулу (столица Бразилии) в Сантьяго (столица Чили). Потому что у этой китайской компании в Чили уже были дилерские центры. Здесь они на свои деньги купили автомобиль этого бренда и проехали на нем из Сантьяго до Сан-Паулу — а это пять тысяч километров.
И всё это только для того, чтобы на питчинге произвести впечатление на представителей китайцев, рассказывая им про свои личные ощущения и отношения с автомобилем в течение пары недель путешествия. Произвели. Питч выиграли. :-))
Девятое. Про новую конференцию, на которой важно побывать
Конечно, я и раньше слышал про EPIC.
А вот теперь, благодаря бразильским коллегам, — хочу и обязательно поеду на нее. Чего и вам желаю.
Десятое. Про новые рекламные форматы
За последние три года, как мне показалось, история с граффити — важнейшей частью городской контркультурной среды — вышла на новой уровень осознанности.
Катализатором этого процесса стал и Чемпионат мира по футболу и предстоящая Олимпиада.
Граффити все чаще используется как отлично зарекомендовавший себя отдельный рекламный инструмент наружной рекламы. Причем, с потрясающими охватными и коммерческими характеристиками.
Как нам не раз говорили коллеги из бразильских агентств — когда ниши рационального УТП заняты — необходимо искать УТП эмоциональные.
Не сомневаюсь ни секунду, что граффити-реклама в этом случае точно «доставляет».
Одиннадцатое. Про бразильский маркетинг
В одном предложении, выдернутом из контекста: «Лучший маркетинг — это обучение. Мы обучаем людей и они нас любят.»
Двенадцатое. Про важное
Про то, почему вы должны быть рядом со мной и моей командой с 23 сентября по 10 октября на Западом побережье США.
И почему это важно и для меня и для вас?
Всё очень просто: http://goo.gl/84brNG
***
И про картинку.
Как и обещал — о том, что изображено на фото к посту.
Чумовая вещь, скажу я вам.
Это такая парикмахерская на 20+ посадочных мест. В центре которой — бар. Очень, знаете ли, удобно. Приходишь с дамой на укладку (или чем они там занимаются по 3 часа), а сам сидишь себе, комфортно футбол посматриваешь, кайпириньи с брамой потягиваешь.
Бразилия, короче :-))