Отслеживание оффлайн конверсий через Google Analytics
Сегодня я попытаюсь простыми словами донести суть данного инструмента и привести несколько примеров его использования из реального опыта.
Measurement Protocol представляет из себя ссылку-запрос к gif картинке 1х1 пикселя на сервере Google и выглядит так:
https://ssl.google-analytics.com/collect — для SSL соединения
или
http://google-analytics.com/collect — для нешифрованного соединения
дополнительными параметрами мы сможем передавать любую информацию в GA.
Пример полной ссылки:
https://ssl.google-analytics.com/collect?v=1&tid=UA-20533226-1&cid=440971649.1431072064&t=event&ec=open&ea=loan&el=credit-card&ev=500000
где:
tid – номер вашего счетчика Google Analytics
cid – уникальный идентификатор клиента (о нем позже)
t – тип действия (в нашем примере это событие)
ec – категория события
ea – действие по этому событию
el – ярлык события
ev – числовое значение для события
Переходя по такой ссылке мы говорим Google выполнить событие в аналитиксе со счетчиком номер - UA-20533226-1, которое будет говорить нам о том, что человек с идентификатором 440971649.1431072064 получил кредит, по продукту кредитная карта на 500 000 рублей.
Точно таким же способом можно генерировать просмотры страниц, и даже реальные транзакции.
Полный список всех параметров, которые можно передавать через Measurement Protocol есть в справке гугла - https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/protocol/v1/parameters?hl=ru (их достаточно много, и я не вижу смысла перечислять все это здесь).
Получаем cid (идентификатор клиента)
Для того чтобы связать онлайн с оффлайном нам нужно забирать и заносить к себе в CRM (базу данных или еще куда) уникальный идентификатор посетителя нашего сайта. Как это сделать?
При первом визите человека к нам на сайт, Google присваивает ему cookie (куку), ее то нам и нужно забрать и передать ее значение в базу при совершении онлайн действия (например, заполнения заявки или оформления заказа). Дальше мы используем этот номер, при каждом обращении в ссылке к Google Measurement Protocol.
Как же можно использовать протокол передачи данных?
Читая зарубежные издания, можно обнаружить, что протокол используют для чего угодно: от подсчитывания шагов собаки до физического визита в оффлайн магазин. Мы же разберем несколько более практичных случаев, с которым, так или иначе, сталкивается каждый бизнес.
Передача данных из CRM системы в Google Analytics
У большинства компаний есть, какая нибудь CRM система, в которой хранятся данные о клиентах с определенными статусами (зарегистрировался, стал клиентом, совершил покупку, закрыл договор и тд). Все эти статусы можно легко передавать в Google и отлеживать весь жизненный путь клиента в одном месте.
Банковский пример
Банк (финансовая организация) собирает через сайт заявки на кредиты (депозиты, ипотеку и тд) инвестируя деньги в определенные рекламные каналы и хочет понимать (надеюсь, что хочет), насколько эффективно работает каждый из каналов не только в рамках стоимости заявки, но и в рамках всей цепочки: от стоимости выдачи кредита, до стоимости возврата кредита по каждому источнику. Благодаря протоколу мы можем передавать каждый статус по клиенту и дальше уже видеть, какой из источников действительно работает в разрезе всей жизни клиента.
Случай из жизни:
Мы тратим 1 000 000 на Google Adwords и 1 000 000 на Яндекс Директ. Стоимость заявки с Google – 200 рублей, стоимость заявки с Яндекса – 70 рублей. Казалось бы, Яндекс работает лучше. Если мы дальше никак не отслеживаем клиента в разрезе его источника так мы думать и будем, но мы передаем данные по всем статусам клиента в GA и смотрим дальше. Стоимость одобрения кредита с Google стоит 1000 рублей, а с Яндекса 3500 – картина становится уже не такой однозначной. Надеюсь, суть и важность отслеживания всей цепочки вы уловили.
Выкуп товара в интернет-магазине
На сколько я знаю, для множества интернет-магазинов проблема подсчета реального выкупа товара клиентом, стоит достаточно остро. Благодаря Measurement Protocol мы легко можем считать факт выкупа товара клиентом у курьера. После передачи товара, данные о продаже заносятся в систему, а из нее уже отправляется запрос на выполнение транзакции в Google Analytics. Таким способом пустые (неоплаченные заказы) не будут портить нам картину. Для полноты данных можно сделать 2 представления, в первое передавать заказы, во второе, через протокол, передавать только выкупленные заказы.
Надеюсь, статья окажется полезной и поможет вам оптимизировать свои рекламные расходы и после прочтения ваш бизнес выйдет на новый уровень. Если остались какие то вопросы, буду рад ответить в комментариях.