Поросенок Петр едет в гости
На момент публикации у нас было более сотни резюме, которые мы получили от друзей, друзей друзей и прочих перепостов в соц. сетях. Время для старта было неудачным для страны, но удачным для проекта — скачки валютных курсов и неуверенность в будущем только способствовали желанию разработчиков переехать. Публикация на ЦП сказалась на количестве резюме — их стало больше полтысячи, и на качестве — нам написали разработчики топовых российских компаний. С другой стороны, у нас было несколько крупных работодателей, готовых нанять и перевезти высококвалифицированных специалистов. Мы начали работать по двум направлениям: поиск новых компаний для расширения круга клиентов и создание self-service системы для работодателей, позволяющей им эффективно и самостоятельно производить поиск в банке резюме.
Спустя два месяца была готова первая версия self-service системы, передали доступ компаниям-клиентам, получили ответ, что продукт классный, но “вы лучше пришлите всех кандидатов одним файлом”. Мы поняли, что, будучи субъектами трудового рынка ИТ, отлично представляем себе его со стороны соискателей и успешных кандидатов, но не очень осведомлены, как грамотно организовать процесс для работодателя. Мы вернулись к традиционному и проверенному способу коммуникации — электронной почте, когда все шаги, от заявки до оффера вручную проходят через нас.
Бизнес-модель оказалась жизнеспособной — нам без труда удавалось находить компании, готовые пользоваться нашим сервисом и оплачивать услуги по факту выхода кандидатов на работу, однако было не без косяков: то кандидаты подтверждали интерес к вакансии, а затем пропадали бесследно, то, пройдя все этапы найма, получали оффер и вдруг узнавали, например, про налоги и отказывались. А так как по-прежнему вся коммуникация между кандидатами и компаниями проходила через нас, все это создавало массу организационных сложностей и занимало приличное время, которого нет, так как Петр — не основная для нас занятость, а приятный бонус. К этому моменту Петр, будучи проектом перспективным, актуальным и востребованным, с внушительным банком резюме и солидным кругом компаний-клиентов, занимал много времени и был не очень-то прибыльным. И самое грустное в том, что вместо любимого нами дела — процессом создания интересных продуктов, мы занимались бесконечным ручным разбором организационных и операционных проблем кадрового агентства.
Мы приняли решение изменить ситуацию. Самое простое и очевидное — найти партнера, который взял бы на себя все эти вопросы. Так мы познакомились и стали работать с командой Relocate.me, у которых было уже 4 года работы на рынке релокации и более 100 успешно перевезенных ИТ-специалистов. Мы сразу нашли общий язык. Мы стали размещать их вакансии и передавать откликнувшихся кандидатов им, они брали на себя весь дальнейший процесс по своим заявкам.
У нас появилось время, чтобы думать, что делать с проектом дальше. Не знаешь, что делать — спроси у того, кто знает. За советом мы обратились к Алене Владимирской. Алена была вежлива и не очень оптимистична — подтвердила, что мы классные и продукт тоже классный, но это вовсе не ИТ-продукт, а вполне себе бутиковое HR-агентство, причем с довольно узкой нишей. Мы поняли, что худшие наши опасения подтвердились, и если мы хотим заниматься Петром, то нам придется постоянно иметь дело с рутиной кадрового агентства, которая и так нам уже прилично надоела.
Несколько недель мы не занимались Петром совсем: встречались, чтобы обсудить перспективы, но каждый раз приходили к разговору о других, новых, интересных нам идеях. Но мы же программисты и в любой непонятной ситуации пишем код, потому мы предприняли еще одну попытку — модернизировали Петра в каталог вакансий с прицелом на переезд, чтобы с грустью обнаружить, что полученный прототип унаследовал те же проблемы, не решив ни одну из них.
Мы забросили Петра, не занимались его развитием, просто проксировали вакансии Relocate.me и обрабатывали старые заявки. Ситуация казалась тупиковой — мы не могли подвести кандидатов, которые рассчитывали на нашу помощь, и не могли сделать для них больше. Мы не могли тратить все время на поиск новых вакансий и организационные процессы при найме. И мы безумно от всего этого устали. Мы начали обсуждать, как достойно закрыть сервис и как объяснить ситуацию кандидатам.
Одним солнечным чикагским утром мы получили предложение от ребят из Релокейт купить Петра. Это было выходом для нас — мы снимали ношу, которая была нам не по силам, а перспективный проект получал шанс на вторую жизнь. Мы обсудили детали и начали переезд, который прошел легко. Теперь развитием проекта askpetr будет заниматься новый владелец — Relocateme.eu.
Рекрутинговый бизнес не стоит месте и идет трансформация от традиционного “ручного” управления рекрутинговым агентствами в сторону визуализации и трекинга процесса прохождения кандидата по стадиям собеседований (так называемся ATS системы), рекрутинговые платформы как в Штатах (hired.com), так и в Европе (http://tyba.com/, https://www.talent.io/, и другие). Покупкой askpetr Relocateme.eu планирует выйти на мировой рынок рекрутингового софта, перестав быть только традиционным агентством. Для этого в скором времени планируется запустить платформу relocate.me для программистов, которые хотят переехать и поработать в другой стране, а IT компании готовы спонсировать визу и минимальный relocation package (жилье, билеты, помощь в адаптации).
Askpetr интересен для Relocate.me возможностью выхода на российский рынок (около 300к разработчиков), довольно простой и эффективной технологией совпадения (matching) в стиле Tinder между работодателем и кандидатом. Для успеха продукта будет расширен функционал и сделан акцент на оценке кандидатов: создадим удобный интерфейс с личным кабинетом каждого соискателя, наглядным резюме и качественной презентацией. Также планируется добавить контент про переезд в разные страны, цены на жизнь (аренда, налоги, еда, походы в кафе и т.д.) и добавить “мануал” по специфике прохождения собеседования в разных странах. Таким образом, у Петра Ренессанс и новый виток развития, за которым мы будем с интересом наблюдать.