С приветственным словом выступила заместитель
исполнительного директора Ассоциации менеджеров Катерина Киндрук: «Комитет
по внутрикому завершает год с отличными результатами, за это время его
участники сделали очень важный шаг для того, чтобы функция директора по
внутренним коммуникациям была еще более заметна в деловом сообществе» .
Модератор дискуссии, президент, управляющий партнер
коммуникационной группы «МедиаЛайн» и председатель комитета внутрикорпоративным
коммуникациям Ассоциации менеджеров Лариса Рудакова отметила, что
одним из главных достижений комитета в уходящем году
считает старт первого рейтинга директоров по внутрикорпоративным коммуникациям,
который в 2024 году войдёт в состав рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров»
Ассоциации менеджеров.
Также она рассказала о новом исследовании, которое проект Intercomm провел совместно
с агентством Jobby: «Мы решили понять, как в нынешнее турбулентное время
меняются идеологии и корпоративные ценности компаний, как внутрикорпоративная
политика в крупных организациях ведущих отраслей рынка реагирует на вызовы
современности и с чем предстоит работать внутрикорпоративному сообществу в
будущем».
«Очень важно понимать, о чем думают собственники
бизнеса, потому что именно они — наши главные заказчики, они диктуют нам, как
меняются корпоративные диалоги и культура», — подчеркнула Лариса Рудакова .
Исследование представила Ольга
Останина , основатель и управляющий партнер агентства Jobby: «Мы живем в
очень турбулентное время. Начиная с пандемии, у сотрудников растет тревожность, поэтому для работников
сейчас очень важны стабильность, заботливое и уважительное отношение со стороны
руководства. С другой стороны, работодателям важна эффективность сотрудников и
умение работать на результат».
«Дефицит персонала приводит к тому,
что кадровая политика переориентируется с найма на удержание персонала. Этот
тренд приводит к тому, что забота о сотрудниках становится одним из
важнейших приоритетов внутрикома. Если еще лет пять назад развитие
корпоративного спорта, волонтерства встречалось точечно, в небольшом объеме, то
сейчас это выражается в целом ряде практик, компании выстраивают комплексные
системы и организуют неформальные сообщества, оказывают психологическую помощь,
чтобы создать комфортную среду для сотрудников, где каждый сможет найти что-то
по душе», — рассказала Ольга Останина .
По ее словам, в сфере HR есть тенденция к
кибербезопасности, расширению возрастных рамок для соискателей, когда нанимают
людей с 14 до 70 лет. Выстраивание процессов по работе с возрастными
сотрудниками — актуальное направление для выработки новых подходов, как и
адаптация участников СВО, которые возвращаются к прежней жизни. В целом забота
о сотруднике и создание для него комфортной среды — это реперные точки, на
которые опирается понятие человекоцентричности.
Мысль про человекоцентричность продолжила PR-директор
компании «Аскона» Лариса Малышева: «Традиционно в ритейле фокус
делается не на сотрудниках, а на клиентах. Мы в нашей компании поняли, что без
фокуса на сотрудниках мы не сможем достичь целей, которые перед собой ставим.
Оказалось, что самое главное для обеспечения органического роста компании без
дополнительных финансовых вложений — это счастливые сотрудники. Мы предоставили
нашим работникам возможность для реализации их идей по улучшению производственных
процессов. Сотрудники понимают, что они влияют на развитие компании и принимают
реальные решения».
«Из клиентоцентричной компании мы стали
сотрудникоцентричными. Теперь большинство предложений и решений идет „снизу“.
Эта практика очень хорошо зарекомендовала себя в 2023 году, и мы продолжим
реализовывать ее в 2024 году», — поделилась Лариса Малышева .
Директор департамента внутренних коммуникаций и
корпоративной культуры компании «Ростелеком» Наталия Вялкина в свою
очередь отметила, что, помимо тренда на человекоцентричность, несколько лет
назад появился тренд на well-being — комплексные программы заботы о
сотрудниках: «В нашей компании есть комплексная программа well-being,
охватывающая все 5 направлений программы благополучия. В рамках этой программы
на основе постоянной обратной связи от сотрудников мы решаем также и частные
кейсы. Одним из ярких примеров стало решение по ДМС для сотрудников. Многие из
них живут и работают в небольших населённых пунктах, где нет поликлиник и
больниц, которые обслуживают пациентов по ДМС. Мы нашли выход из положения и
оформили всем страховку с телемедициной. По итогам телемедицинских обследований
они могут получить помощь в поликлиниках в районных и областных центрах по ДМС».
Резюмируя сказанное, Наталия Вялкина подчеркнула: «Если говорить про
благополучную среду, то здесь в ТОПе — гибкий график, удаленная работа, работа
без декрета — компания создает условия для того, чтобы женщина могла работать
так, как ей комфортно. Такая гибкость и человекоцентричность становятся
приоритетом даже по сравнению с доходом».
Кристина Несина , руководитель
проектов развития бренда работодателя и внутренних коммуникаций компании «Норникель»,
рассказала о популяризации рабочих профессий и сложностях подбора персонала для
работы в регионах с тяжелыми климатическими условиями: «Мы постоянно
сталкиваемся с тем, что люди не хотят ехать на производство в регионы Крайнего
Севера, сотрудников туда сложно заманить даже большими зарплатами. Так как в
последние годы фокус внутренних коммуникаций и бренда работодателя смещается на
своих сотрудников, мы проанализировали нашу целевую аудиторию и поставили перед
собой цель „влюбить“ наших сотрудников еще раз в нашу компанию и дать им повод
для гордости за то, чем они занимаются, показать им, как работники могут расти
и развиваться в „Норникеле“. Вторая целевая аудитория — это молодежь, из
которой мы растим молодых специалистов для нашей отрасли. В результате такой
работы количество молодых сотрудников у нас резко выросло, сейчас они
составляют более трети сотрудников».
Кристину Несину поддержала и директор
департамента управления кадровым потенциалом Иркутской нефтяной компании Виктория
Илюхина : «К сожалению, бытует мнение, что завод — это что-то грустное и
бесперспективное. Мы оказались заложниками ситуации, когда молодежь не
рассматривает рабочие и инженерные специальности в качестве будущих профессий.
80% наших сотрудников работают вахтовым методом в очень сложных климатических
условиях. Мы не можем повлиять на эти условия, но мы глобально изменили
позиционирование».
Виктория Илюхина рассказала о
профориентационной «Практикоориентированной программе «Вуз-завод»: «Мы договорились
с вузами региона о том, что студенты старших курсов могут продолжать учёбу,
одновременно работая вахтовым методом на объектах компании. Благодаря
программе, 50% участников проекта отобраны для дальнейшего трудоустройства».
Завершила встречу Анна Смирнова , исполнительный
директор премии по внутрикорпоративным коммуникациям InterComm. Она выступила c
презентацией итогов и трендов 2023 года в индустрии внутрикорпоративных
коммуникаций на основе проектов поданных на премию InterComm в этом году: «Одним
из самых главных трендов является „запрос на легкость“. Люди устали от
негатива, всем необходим ресурс, из которого можно черпать силы. Еще один
бизнес-тренд — это игра в долгую. В коллаборации с HR и PR-службами мы работаем
с подрастающим поколением по повышению престижа профессий. И это удивительный
момент, потому что еще пару лет назад мы говорили о том, что стратегическое
планирование умерло, и наш „коридор планирования“ — не больше недели, а сегодня
планы по работе внутрикомов по формированию HR-бренда имеют перспективу
развития 20-25 лет».
Среди других трендов спикер отметила рост числа сообществ, которые компании
использует как инструмент для эффективных внутрикорпоративных коммуникаций и с
их помощью решают непосредственные бизнес-задачи".
Подводя итоги дискуссии, все спикеры отметили, что
главными трендами внутрикорпоративных коммуникаций по-прежнему остаются
человекоцентричность — фокус на сотрудников, а также постоянное развитие
компетенций и рост уровня ответственности специалистов в этой сфере.