Модератором выступила Арина
Сергиевская , руководитель направления по соблюдению деловой этики ООО
«Юнилевер Русь» (Unilever).
В ходе встречи эксперты и
гости обсудили аспекты реализации концепта «бизнес вне политики», проблемы,
которые могут возникнуть при попытке оставаться нейтральным в отношении
политики и общественных вопросов, способы сохранить баланс между бизнесом и
обществом и другие вопросы.
О проектах комплексного
социального развития городов компании рассказала Галина Ратникова ,
заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти En+.
Эксперт выделила ключевые проблемы для компании — ими стали отток населения из
малых городов, безопасность вопроса кадрового обеспечения предприятия,
устойчивое развитие компании, низкий уровень социальной инфраструктуры и др. По
словам Галины Ратниковой, у компании En+ системный подход к этой работе. В 2022
году был впервые внедрен рейтинг устойчивого развития городов, разработаны
городские планы действий на 7-10 лет вперед по 5 городам присутствия. «Эти ГПД
легли в основу новой стратегии социально-экономического развития», — добавила
она. На текущий момент совместно с центром ГЧП ВЭБ сформированы и отобраны уже
11 проектов государственно частного партнёрства, а также созданы проектные
команды из числа сотрудников компании и муниципальных служащих.
Иван Грузинов , консультант ВЦИОМ-Консалтинг, сделал акцент на
том, зачем нужно выстраивать коммуникацию с обществом. «Качество коммуникации с
обществом и общественным мнением определяет перспективы компании и возможности
для ее развития», — заключил он. Эксперт
привел статистику — так, по данным ВЦИОМ, к 2023 году доля россиян, уверенных,
что их благополучие зависит от них саамих, достигла своего максимума — 60%.
Одновременно с этим, люди стали в меньшей степени полагаться на общество и
государство, но готовы выстраивать взаимовыгодные отношения с институтами при
наличии четко определенных правил. «Есть тренд на снижение дальности горизонта
планирования, — уточнил Иван Грузинов. — А в числе факторов благополучия
фигурирует стабильная зарплата, благоустроенное место проживания и возможность
получения квалифицированной медицинской помощи».
Яков Булут, партнер, адвокат Бюро адвокатов «Де-юре», предложил
присутствующим на заседании поразмышлять над вопросом, является
ли приверженность бизнеса
активному участию в социо-политической жизни общества правом или обязанностью.
«Я бы сказал, что бизнес все-таки пока еще не обязан быть политически или
социально активным, но если он хочет удержаться на плаву, то он обязан быть
готовым к такому взаимодействию,», — отметил он. Ранее, со слов
эксперта, можно было наблюдать картину, при которой в основном только крупный
бизнес трансформировался под прессом политико-социальных тенденций в обществе и
успешно лоббировал и внедрял свои интересы в общество через государственные
институты. «Теперь же мы на регулярной основе получаем запросы если не малого,
то среднего бизнеса относительно выработки правовой стратегии решения
актуальных проблем совместно с обществом и органами власти», — добавил спикер. Резюмируя, Яков Булут дал бизнесу несколько советов.
Во-первых, основная его деятельность должна соотноситься с возникающими в
обществе запросами, продиктованными как снизу, так и сверху. Во-вторых, игнорирование
или даже замалчивание прямо поступающих запросов общества и государства не
просто непродуктивно, но и вредно. И, в-третьих, добросовестность — залог
здоровой работы бизнеса.
Светлана Леонова , амбассадор
Клуба Цифровых Директоров, GR-директор InfoWatch, отметила, что сегодня идёт
борьба мировых игроков за первенство в технологической гонке — мы наблюдаем соперничество
между различными политическими и ценностными системами. «Бизнес находится на
острие взаимоотношений с властью, также мы наблюдаем тенденцию развития
отношений крупного и среднего бизнеса, особенно в ИТ-сфере», — отметила она.
Следующий год будет ознаменован смелыми коллаборациями в области
технологического лидерства, уверена Светлана. «Также нас ждет развитие
регуляторики в области цифровизации, а искусственный интеллект перестаёт быть
историей исключительно про науку и энтузиастов, а становится рыночным
инструментом», — дополнила спикер. Важно изменение подхода к ИИ и переход от
клиентоцентричности к человекоцентричности, когда приоритетами для государства
и бизнеса становится человек, его безопасность и этика ИИ. «К слову, о
безопасности: совсем недавно она сводилась исключительно к формальным
действиям, — пояснила эксперт. — Сейчас ставка делается на качество,
способность выдерживать нагрузки и иметь должную устойчивость». Основой
становится образование и информационная работа по цифровой грамотности
персонала и повышение грамотности по информационной безопасности. Еще один
важный вопрос — это вопрос кодификации законодательства, он назрел давно, и ИТ
отрасль давно нуждается в своем отраслевом документе. «Мы стоим на пороге
принятия Цифрового кодекса, и, конечно, ИТ-сфере предстоит переход от
Нацпроекта „Цифровая экономика“ к „Экономике данных“, — резюмировала Светлана
Леонова. — Вместе с рынком мы уже работаем над формированием нового ландшафта».
Анна Махмутова , директор по коммуникациям маркетингового
агентства Demis Group, отметила, что мы видим сотни
примеров неэтичной конкретной борьбы, когда компания занимается умышленным
очернением других игроков рынка в информационном поле, причем репутационные
атаки обретают все более изощренную форму — от скандалов с подставными
клиентами до фейковых новостей о затяжных арбитраджных судах и даже
банкротстве. «В частности, осенью 2023 года компания Demis Group сама стала
жертвой информационной атаки недобросовестного конкурента, — поделилась спикер.
— И если у крупных компаний, как правило, есть ресурсы и возможности отработать
конфликтную ситуацию и минимизировать последствия, то малый и средний бизнес в
таких случаях оказывается один на один с данной проблемой». В ситуациях
неэтических манипуляций со стороны конкурентов бизнес рискует понести
финансовые убытки, потерять репутацию и даже свою ценность на рынке, объяснила
эксперт. «Поэтому мы видим острую необходимость в поддержке организаций,
подвергшихся репутационным и информационным атакам», — подытожила Анна
Махмутова.
В завершении встречи эксперты пришли к выводам, что для того, чтобы
избежать оттока населения, необходимо навести порядок на местах жительства
людей, повысить уровень безопасности в городах, привлечь больше кадров в
бюджетную сферу и наполнить событийный календарь. Среди важных задач, стоящих
перед бизнесом, в то же время остается необходимость импортозамещения,
изменение вектора рынка ИТ, потребность в консалтинге и гонка за лидерство.
Правильным шагом присутствующие назвали ставку на коллаборацию и создание
сообщества равных.