Ассоциация менеджеров обсудила влияние нейросетей на будущее журналистики и медиаиндустрии

Эксперты затронули актуальную тему использования ИИ и цифровых технологий в медиаиндустрии, а именно — как широкое применение нейросетей влияет на контент в СМИ и маркетинговых коммуникациях. В рамках дискуссии специалисты обсудили, как изменения в алгоритмах поисковых систем сказываются на производстве и дистрибуции медиаконтента, и есть ли способы измерить его эффективность в условиях быстро меняющихся правил.
Модераторами встречи выступили директор кластера «Центр — Юг» Shkulev Holding Екатерина Квашенкина и генеральный директор «ФедералПресс» Надежда Плотникова.
Участники отметили, что новые форматы потребления информации сегодня существенно меняют поведение аудитории, что требует пересмотра подходов к контент-стратегиям и их эффективности.
«Очень важно правильно
подходить к созданию контента, поскольку это основной продукт СМИ. Для бизнеса
же его создание связано в первую очередь с продвижением. Тем не менее, его
производители, вне зависимости от того, СМИ это или бизнес, сталкиваются с
одинаковыми вызовами и задачами. Многим журналистам сегодня не хватает навыков
работы со структурой текста и SEO-оптимизацией, в отличие от копирайтеров,
которые, в свою очередь, испытывают трудности при получении эксклюзивной
информации. Эффективным решением здесь станет коллаборация специалистов из
разных областей», — отметила Екатерина Квашенкина. Главный редактор News.ru Ольга
Сабурова обратила внимание на важность качества контента: «Статья
— и рекламная, и новостная — должна индексироваться и создавать информационную
ветку. При грамотном подходе любая новость даже с небольшим инфоповодом
принесет просмотры. Но для этого по-прежнему важна SEO-оптимизация, в которую
нужно вкладываться. Сейчас дзен-платформы „откусывают“ значительную долю у
сайтов СМИ, которым в свою очередь приходится искать новые методы и подходы для
привлечения внимания к своему контенту». Противоположную точку
зрения высказал сооснователь компаний Ai influence и ReFace Technology Алексей
Парфун. По его мнению, SEO — умирающий инструмент для
производителей контента, а будущее коммуникаций стоит за полной автоматизацией
и искусственным интеллектом. Более того, эксперт допустил, что со временем ИИ
научится писать качественные лонгриды и сможет заменить не просто одного
журналиста, а полноценные СМИ. «Вы сильно переоцениваете
человека и недооцениваете качество искусственного интеллекта. Но не нужно
конкурировать с нейросетью, с ней стоит дружить и активно взаимодействовать.
Надо лишь понять, как спросить, научиться строить запросы. У нас нет выбора — с
ИИ придется сосуществовать, а потому нужно переучиваться. Уже сейчас каждый
человек становится менеджером ИИ-агента», — отметил Алексей
Парфун. В качестве примера
развития ИИ спикер поделился результатами недавнего исследования, согласно
которому при сравнении двух текстов — одного, созданного Антоном Чеховым, и
второго, сгенерированного нейросетью в стиле классика, лишь около 50% аудитории
смогли определить, какой из них принадлежит перу писателя. Основатель агентства
цифровой социологии контента и медиа «Импакт медиа» Александр Ляпин
также отметил, что будущее контента напрямую зависит от ИИ и цифровых
технологий. Это касается и написания текстов, и производства фильмов, и оценки
качества контента. «Сегодня нейронки пишут
просто потрясающие материалы на уровне мировых изданий. Даже навык написания текста
сегодня отходит на второй план, на первый выходят компетенции, связанные с
созданием идей. И даже с этой точки зрения нейросети начинают опережать
человека. Качественный контент — тот, который решает задачи аудитории. Эпоха
„всё для всех“ и „охватных охватов“ ушла. Аудитория сама выбирает, что смотреть,
не обращая внимания на рекомендательные алгоритмы», —
поделился Александр Ляпин, отметив, что в 2025 году на 5% сократилось время
пребывания пользователей в интернете. Директор по маркетингу и
коммуникациям Magnetto.pro Юлия
Цибизова поделилась, какие метрики в их компании используют
для оценки эффективности контента и уровня вовлеченности аудитории. По ее
словам, процесс начинается с оценки качества трафика, уточнения времени,
которое пользователь провел на сайте компании, а также выяснения реакции,
которую человек получил от контента. После этого измеряется коэффициент
распространения контента, уровень вовлеченности «адвокатов бренда», а также LTV
(lifetime value) клиента. Подводя итоги,
генеральный директор медиахолдинга «ФедералПресс» Надежда Плотникова
согласилась с мнением, что цифровая трансформация заставляет медиа
пересматривать подходы к формированию контента и выстраиванию стратегий.
Однако, на ее взгляд, новые технологии и искусственный интеллект не смогут
заменить хороших профессиональных журналистов. «Я не устаю повторять: ИИ не
заменит уровень мышления человека, который в профессии журналиста работает 20
лет, например, пишет про экономику страны, все знает от и до и общается с
бизнесом, знает экспертов и может находить точки поворота темы. Это история про
развитие мышления человека, который создает что-то важное и ценное». Мнение коллеги поддержала
и Екатерина Квашенкина: «Журналистика — это не создание текста или
контента, это работа с информацией, которую мы получаем у других людей. Пока
что никакая нейросеть не может установить дружеские отношения с человеком,
обладающим ценной информацией, получить у него эти сведения и решить, как эти
данные интересно подать. Сейчас мы чрезмерно фокусируем внимание на будущем, и
это мешает хорошей полноценной работе в настоящем», — подытожила эксперт. Спикер также выразила
уверенность, что качественный контент журналиста никогда не пропадет и не
потеряет значение, а тренд на качественную аналитическую журналистику будет
только расти.