Истории болезни on line
Каждый, кто хоть раз побывал у врача, не мог не отметить, что заметная часть времени, отводимого на прием больного, тратится на оформление результатов в виде записей в историю болезни. При этом совсем неважно история бумажная или электронная. Боле того, по мнению многих медиков, введение электронных историй даже увеличило время на их оформление. Как реально сократить временные затраты на оформление со стороны квалифицированных специалистов?
Зарубежный (и, частично, российский) опыт предусматривает внедрение в медицинскую практику технологий распознавания слитной речи так, что произнесенный врачом диагноз преобразуется в текстовое сообщение, требующее минимальной коррекции.
Упомянутая технология является лишь частью решения глобальной проблемы внедрения электронного документооборота в медицинскую практику, которая в общем случае должна обеспечивать:
- создание и ведение для каждого жителя единой электронной истории болезни;
- поддержку архива историй болезни и обеспечение к ним авторизованного доступа со стороны конкретных медицинских, страховых и других специалистов через Интернет;
- возможность проверки и подтверждения авторства каждого заключения в истории болезни за счет применения технологий электронной подписи со штампом времени;
- ускорение процесса оформления результатов приема больных, в частности, за счет включения в историю аудиозаписей заключения и назначений по результатам приема;
- включение в истории болезни дополнительной информации (результатов анализов, обследований, назначений и т.п., сопровождаемых аудио и видео материалами) и т.п.
Создание подобной системы позволит конечном итоге перейти к единой пожизненной истории болезни, повысить эффективность и сократить затраты на медицинское обслуживание.
С некоторыми материалами по законодательной базе и состоянию дел в части создания и ведения электронных историй болезни в России, можно познакомиться, например, здесь.
По опыту можно сказать, что глобальное внедрение электронного документооборота, особенно с использованием мультимедийных элементов, часто сталкивается с проблемой отсутствия единого формата электронного документа, что затрудняет объединение систем, созданных различными разработчиками и об этом надо думать заранее.
В этом смысле технология «Автографа», позволяющая в реальном времени создавать электронные мультимедийные XML-документы, подписывать их электронной подписью, объединять в единые архивы, обеспечивать хранение, маршрутизацию и авторизованный доступ через Интернет, удовлетворяет всем перечисленным требованиям и может служить основой для глобального внедрения электронных историй болезни.
Схема оформления результатов приема пациента на базе "Автографа" выглядит следующим образом: по результатам обследования врач создает из соответствующего шаблона страницу для электронной карты больного, наговаривает заключение, опционально включает необходимые фото, видео материалы, ссылки на другие страницы истории, выписанные рецепты и подписывает страницу своей электронной подписью.
Примечание. Речевые комментарии, при необходимости могут быть расшифрованы и добавлены в карту, как с использованием алгоритмов автоматического распознавания речи, так и вручную. При этом заключение с текстовой расшифровкой должно быть переподписано врачом. Важно, что в случае применения расшифровки аудио заключения не потребуется задействовать квалифицированных специалистов.
Страница приема автоматически добавляется в историю болезни, которая хранится в личном кабинете пациента.
Защита персональных данных в "Автографе" осуществляется на основе двусторонней криптографической аутентификации при авторизованном доступе к информации и шифровании трафика (полного или частичного) в канале с использованием протоколов семейства SSL/TLS .
Ниже приведена ссылка на тестовый пример, как может выглядеть страница истории болезни, созданная в "Автографе" по результатам приема пациента (при желании, можно проверить электронную подпись и время подготовки заключения)
Выводы:
Технология «Автографа» позволяет создавать и вести пожизненные электронные истории болезни, что значительно может упростить диагностику и лечение заболеваний. Обеспечение авторизованного on line доступа к историям повысит эффективность взаимодействие пациентов с медицинскими, страховыми, аптечными заведениями. Каждая история, при желании, может быть автоматически переведена на любой язык с целью проведения зарубежных консультаций и обследований и преобразована в pdf-файл.
Внедрение речевого ввода информации в систему с ее последующей расшифровкой дополнительно позволит сократить нагрузку на квалифицированных специалистов.
Впоследствии, при широком внедрении, станет возможным проведение различных статистических исследований на «больших данных» в части распространенности отдельных заболеваний по регионам, подтверждения квалификации медицинского персонала и т.п.
Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные медицинские учреждения и разработчиков соответствующих технологий.