Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
123 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Уподобиться троллю: как монополисты правят патентами

Движение патентного троллинга и его использование в крупных корпорациях существует много лет, но в активную фазу на территории РФ оно перешло совсем недавно. Связано это с развитием высоких технологий, экспансией творческих, прикладных и других сфер, связанных с интеллектуальным правом. Патентные тролли паразитируют на участниках этих рынков, а недобросовестные компании используют такой троллинг как рычаг давления на конкурентов. Как, почему это происходит и кому это выгодно?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Кто такой патентный тролль и что он делает

Патентный тролль, он же патентный дилер — это физическое или юридическое лицо, которое промышляет предъявлением патентных исков. Существуют целые корпорации, специализирующиеся на регистрации и предъявлении различных патентов. Крупнейшие из них — Ventures, Round Rock Research LLC или Rockstar Consortium LLC (компания консорциумом ряда всемирно известных компаний, например Microsoft, Apple и BlackBerry). Таким образом, патентные тролли делают деньги “из воздуха”, шантажируя компании, и создают недобросовестную конкуренцию на рынке.Схемой реализации патентный троллинг напоминает шантаж: тролль выжидает, выбирает лучший момент, чтобы заявить свои права и нападает на производителя, когда тот уже производит запатентованное изобретение. “Тролли” используют неточные формулировки в описании своих патентов, чтобы под них легче подогнать существующие изобретения. Например, были случаи, когда “тролли” из мира моды описывали свои изделия, как “жилет мужской двубортный с мехом”. Согласитесь, весьма расплывчатое описание. Это сделано специально, чтобы как можно больше чужих изделий попало под это описание, и чтобы “тролли” могли получить выплату с большего количества жертв. Примечательно, что такое коварство существует с давних пор: первый инцидент патентного троллинга был зарегистрирован в середине 19 века, а среди первых троллей числился, например, Томас Эдисон, который за свою жизнь запатентовал около 1000 изобретений, а патент на лампу накаливания он, по слухам, тоже просто удачно приобрел… “Тролли” массово скупают неиспользуемые патенты или подают заявку и максимально оттягивают момент ее регистрации. “Активируются” эти патенты тогда, когда кто-то разрабатывает и запускает в производство похожую технологию. В этот момент появляется патентный тролль с готовой претензией и требует компенсацию. Зачастую обвиняемому производителю бывает выгоднее согласиться на условия “тролля”: проще рассчитаться с ним на его условиях, вместо того, чтобы доводить дело до суда и тратить намного больше средств и ресурсов.

Индустрия троллинга

Так называемые патентные холдинги базируются на сферах, связанных с высокими технологиями, инновациями, изобретениями и творческими промыслами. Эти области тесно связаны с понятием авторского права, также они особо уязвимы и зачастую становятся жертвами патентных троллей.Разворачивается настоящая охота на нарушителей авторских прав, причем “тролли” могут напасть и на небольшие предприятия, но их целью, конечно, являются крупные игроки рынка. Но есть и обратная сторона. Та, в которой крупнейшие фирмы сами нанимают команду юристов, специализирующихся на патентах и авторских правах, и выходят на тропу войны. Что они делают? Разыскивают нарушителей любых патентных и авторских прав среди своих конкурентов. Какова их цель? Конечно же, захватить большую долю рынка.

Патентная охота в России

Несмотря на развитие российского бизнеса, в нем все еще остаются слабые места, которым уделяется мало внимания. Одним из таких пробелов является халатное отношение коммерческих структур к авторскому праву и чужой интеллектуальной собственности.Это обстоятельство на руку компаниям, практикующим патентную охоту. Чаще всего, это крупнейшие представители рынка, с прочной финансовой и юридической поддержкой. Гиганты используют свои ресурсы, чтобы найти любые нарушения чужих прав у других крупных представителей индустрии, таким образом стремясь поделить рынок и занять более уверенные позиции.Примером послужит ситуация в сфере интерьерного дизайна и декоративной плитки и мозаики. На данный момент в России не так много фирм, производящих уникальные художественные мозаики для дома. Один из таких производителей захотел, чтобы их стало еще меньше. Обвинить конкурентов оказалось несложно: многие эскизы, реализованные в узорах мозаик, использовались без регистрации авторских прав. Такие эскизы могут быть разработаны по заказу производителя, но не зарегистрированы как собственность, что ставит их под удар. “Тролли” в свою очередь имитируют или фальсифицируют факт нарушения их прав, создают похожие произведения и уже на основании этого формируют претензию и подают в суд на жертву. Так, мы видим классическую схему охоты: у обвинителя, наверняка, также не было прав на узор, ставший предметом спора. Но обвинитель был точно уверен, что и конкурент этими правами не обладает. Потребовалось лишь немного труда юридического отдела компании, чтобы охота состоялась, да еще и с триумфальным финалом. Другой пример: многие крупные компании (банки, операторы связи, принт-шопы и другие) сейчас активно используют “интернет-приколы” и мемы в своих коммерческих целях. Размещают запоминающиеся картинки на своих официальных страницах, сайтах и даже продукции. Что характерно, при этом монополисты не задумываются о том, что и у пустяковых мемов может быть правообладатель. Такая легкомысленность и мнимая вседозволенность может стоить компаниям немалых денег. Например, недавно в адрес Сбербанка была выдвинута претензия о неправомерном использовании футбольного мема. У мема нашелся законный хозяин, который оформил жалобу: возможно, Сбербанку придется поплатиться за несанкционированное использование авторского контента в дизайне своих пластиковых карт.

Почему проблема существует и как ее решить

Проблема недобросовестной конкуренции, основанной на патентной охоте будет обостряться. Связано это с тем, что компании в нашей стране не особо заботятся о грамотном ведении интеллектуальной собственности, создаваемой внутри компании. Авторские права регулярно нарушаются из расчета, что этого никто не заметит, а если и заметит, то нарушение наверняка “сойдет с рук”. Решение этой проблемы выглядит непростым, долгим, но оно существует. Чтобы снизить процент подобных нарушений и ликвидировать патентную охоту, необходимо больше внимания уделять правовой грамотности компаний-производителей. Буквально: регистрировать все свои изобретения, не жалея времени и средств, ведь эти вложения будут стоить того и окупятся в будущем. Нужно прививать уважение к чужой интеллектуальной собственности. И если компании лучше всего учатся на своих ошибках, значит необходимо создавать больше прецедентов, когда авторы предъявляют претензии компаниям, похитившим их контент.Важно учесть, что предъявить претензию на свои изобретения и произведения можно в том случае, если автор сам позаботился о себе и зарегистрировал свое авторское право. Такие действия в целом послужат росту юридической грамотности, связанной с интеллектуальной собственностью, а также благоприятно отразятся на здоровой конкуренции, на развитии творческих отраслей и, конечно, на благосостоянии самих законных авторов. Уважение авторских прав — это цивилизованный и современный подход, который лежит в основе работы крупных мировых корпораций. Будем надеяться, что однажды он станет обыденностью и в России.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.