В помощь начинающим IT-компаниям - 1
Осенним тёплым вечером, на излёте бабьего лета мы с партнером стояли на балконе нашего офиса в ожидании такси. После долгого дня, сдав очередной этап непростого проекта, мы предавались воспоминаниям о том, как мы начинали наше дело, и как всё могло быть сейчас, не допусти мы ошибок в начале. И вот промозглым осенним воскресным утром, заварив медовый чай, я, набравшись терпения и решимости, решил приступить к написанию цикла статей, затронув все ошибки в организации IT-компании, с которыми столкнулись мы. Надеюсь, наш опыт будет полезен как для стартапов, так и студий, работающих под заказ. Скажу заранее - мы побывали в обоих воплощениях и в обеих сферах столкнулись с трудностями.
Итак, представляю вам первую статью – о том, как мы начинали и как неправильно трактовали смысл «ИНДИ» .
ЧАСТЬ I – “ИНДИ”
Большие корпорации не осуждает только безразличный к жизни. Фармацевтика, автопром, IT и космос – везде проникли их злые щупальца. Майкрософт, IBM и даже “Корпорация добра” известны своей неповоротливостью и бездушием. Сотрудники для них – винтики, они стремятся получить сверхприбыль во всём и наживутся даже на гуманитарной программе для детей Африки! Так думают многие стартаперы, решившиеся претворить в жизнь свои космические замыслы. В моей фирме такому не бывать! Ведь мы – инди разработчики и стартаперы! Каждый девелопер – член команды, все вместе пьют редбул с пиццей во время ночных баталий и многое-многое другое. Долой программные соглашения для разработчиков и CRM для продажников, мы инди-девелоперы и сделаем всё для торжества добра и справедливости на планете! Такой подход, на первый взгляд, свеж и перспективен и, казалось бы, способствует заинтересованности всех членов команды в начинании и достижении результата. Так думали и мы. И мы были не правы. Все скучные формальности, копирующие рабочую рутину в больших компаниях необходимы, и вы рано или поздно к ним придёте. Поверьте, лучше рано. Давайте разберём возможные ситуации более подробно.
Итак, предположим, что вы достаточно поработали в гараже у отца/в вашей комнате/в читалке института/в офисе вашего друга по выходным (список можете продолжить сами) и поняли, что задача настолько большая, что вам и вашим единомышленникам не поднять её самостоятельно. И вот вы задумались о найме первого сотрудника. Абсолютно справедливо, что программист может работать удалённо, но наша практика показала, что удалённый сотрудник – вселенское зло. Он может работать исключительно ночью, исключительно когда вы на парах или на дне рождения у друга, может не заходить в соцсети и потерять на месяц телефон, внезапно уехать, не предупредив никого, и пропасть в лесах Финляндии на полгода в творческом вдохновении, и, наконец, просто оставить профессию, занявшись пайкой роботов в кампусе, естественно, не поставив вас в известность. Здесь я не пропагандирую рабочий день с 9 до 7, строго с понедельника по пятницу, но необходимость планерок и решения текущих проблем в офисе бесспорна. Потому мы успешно используем следующую стратегию – с 11 утра до 5 вечера, всего 6 часов, в рабочие дни разработчики обязаны находиться в офисе. Остальное время они могут работать и удаленно. Это помогает держать команду сплоченной и в тонусе, не запускать возникшие проблемы и оперативно их решать.
Первая задача это всегда интересно, работа поглощает, вы работаете по ночам и выходным, друзья недовольно пишут в чатик, преподаватели в институте равнодушно ставят пропуски. При такой степени увлеченности не до мыслей о таких скучных банальностях, как контроль версий, культура кода, программные соглашения - о чём это вы?! Формальности и бюрократия! Тимофей, скинь проект на флешку, а не... лучше в контакт! А потом начнутся мёрджи вручную, часовые корректировки уже написанного, мучительные воспоминания о том, на чьей машине свежее версия исходников. Потрудитесь освоить команду терминала “git” и зарегистрируйтесь на гитхабе или битбакете – решения бесплатные, ветки можно откатывать, можно сливать в одну – ваш проект всегда в безопасности. К этой мысли мы пришли, когда макбук разработчика внезапно сгорел в электричке, к счастью, винчестер удалось реанимировать.
Но вот ваше дело растет, вы обзавелись визитками и раздаёте их налево и направо знакомым и малознакомым девушкам, а также инвесторам и заказчикам от случая к случаю. В вашей команде уже достаточно много разработчиков, продажников, смм-щиков и много-много других. Запомните, – как только количество подчинённых больше или равно 1, вам пора задуматься о системе постановки задач. Бесплатных решений море, обратите внимание, например, на асану (asana.com) или трелло (trello.com) и фиксируйте там каждую задачу и срок выполнения (так как незафиксированная задача зачастую не будет выполнена). Может показаться, что для хедкаунта в 3 человека, включая вас, такая система отдаёт бюрократией и тратой времени, и проще набросать все в молескине, но свою дорогую тетрадку вы, скорее всего, где-нибудь забудете, нужную страничку потеряете, да и напоминания о невыполненной задаче молескин пока отправлять не умеет – и в результате никакой организации труда.
То же относится и к начинающему отделу продаж. После успешных переговоров с 5 клиентами по почте или в дорогом ресторане, где вы высокомерно и мастерски нарисовали миллионы рублей за очередной проект и передали общение с клиентом сотрудникам нового отдела продаж. Но то ли вы в предвкушении Туарега и месяца на островах неточно передали детали беседы, то ли вообще не донесли суть, и вот вашего коллегу гневно “отшивают” по телефону. Виноваты вы – сейчас есть много решений для фиксирования результатов переговоров с клиентами, позволяющие следить за прогрессом сделок, их стоимостью, результатами, вплоть до отдельных фраз в диалогах с ними. Например, даже простой плагин для Chrome – Streak – который легко привязывается к почте и исполняет функции примитивной CRM системы, значительно улучшит качество работы с вашими клиентами.
Все описанные мной ситуации в этой статье жизненны и правдивы, мы проходили их во время организации работы. Надеюсь, они помогли начинающим или вызвали понимающую улыбку у опытных читателей. Но увы, если бы было всё так просто. Наладив механизм взаимоотношений в команде и разделив обязанности, мы столкнулись со злом гораздо более опасным для нашего существования – в формальностях взаимодействия с крупными компаниями, госструктурами и унылыми чиновниками, не желающими и слышать о каких-то инди-девелоперах. Злые заказчики, занимающиеся пиксел-хантингом, задерживаюшие платежи, госструктуры с их полугодовыми сроками согласования, NDA и акты приёма-передачи – все эти орды зла были на подступах к нашей молодой компании, и мы были в осаде, мрак сгустился, и, казалось, мы не выстоим.
Но спасительный рассвет пришёл. О том, как мы закалялись в первых боях с бюрократией, и что помогло нам выстоять – coming soon…