Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 042 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Better0

— Доктор, здравствуйте. Я работаю в образовательном сервисе, но я не могу себя заставить закончить хотя бы один курс до конца. Это я потерялся или что вообще такое творится?— Мил человек, вот вы мне и скажите, как CPO, кхм, в чем ваша проблема как пользователя…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Из 100% начавших заниматься, заканчивают массовые онлайн-курсы всего 3.13% людей. По данным https://www.insidehighered.com/digital-learning/article/2019/01/16/study-offers-data-show-moocs-didnt-achieve-their-goals

А как же хайп по образованию? Да и вообще, миллион же сервисов есть и куча успешных, у которых нет этой проблемы?

А вот тут нужно понимать нюансы.

Я веду речь о продуктах, предлагающих учебу без учителя. Или selfstudy. Еще бывает обучение с учителем (guided), большие и малые классы и смешанные форматы.

А с селфстади все плохо. Это неустойчивая модель и работает, пока есть приток новых пользователей. Пользователи быстро вымываются и не остаются надолго, стоимость привлечения зашкаливает, компания терпит убытки. Для спасения применяются манипулятивные приемы из серии — «купи бандл ненужной фигни» или «пройди типа триал, а потом мы с тебя будем тихо брать деньги, авось не заметишь», что еще хуже сказывается на качестве продукта.

Но модель селфстади-то изначально хорошая и имеет кучу преимуществ! Масштабируемость, независимость от учителей, простота локализациии и уменьшение удельной стоимости контента.

Что мешает дотюнить ее до нормальной? Давайте смотреть дальше.

Открытие второе. Образовательные сервисы продают не знания, а мотивацию.

Когда пользователь приходит заниматься с учителем, то в среднем он проходит десятки уроков. Если же он занимается самостоятельно, то 90% отваливаются после первых двух сессий.

В чем разница?

Ответ лежит в области психологии.

Когда вы приходите на урок с учителем, вы скованы социальными обязательствами перед преподавателем. Это человек и наша встроенная биологическая программа по взаимоотношениям с людьми не дает нам так просто соскочить с крючка и отменить занятия. Вам просто стыдно сливаться.

А вот перед самим собой вы всегда найдете оправдание. Модель селфстади полагается на волевой контроль, который у людей просто очень слабый сам по себе.Перед кем у вас обязательства? Перед бездушным калькулятором?

И вот вы спокойно пропускаете второе-третье занятие, так как вас тут отвлекли и вообще, это можно пройти когда угодно (т.е. никогда). Дальше вы много раз откладываете, но не возвращаетесь.

Таким образом, хороший образовательный сервис в первую очередь дает и удерживает мотивацию к учебе, и только во вторую — фактически предоставляет знания.

Открытие третье. Учиться не весело.

Вообще, учиться это боль. Весело играть в игры, дурачиться, смотреть телевизор, гулять со сверстниками.

А учеба — это скучно. Есть сколько-то процентов фриков, которые от учебы прутся. Но это капля в море. Подавляющему большинству людей учиться больно и не нравится.

При этом возьмите какой-нибудь Kerbal space program или другую задротскую игрушку.

В ЭТО играют на полном серьезе. А ведь для того, чтобы понять, что там делать, приходится учиться. Реально, читать мануалы не меньше, чем вы по работе читаете. Есть игры, где в расчетах ты проводишь больше времени, чем в самой игре. И эти игры достаточно популярны.

Но почему-то нашему мозгу на это хватает мотивации, нам это реально нравится!

Этот парадокс легко объяснить. Дело в том, что игра от жизни отличается не сложностью, а количеством обязательств.

Мозг крайне не любит обязательства. Одну и ту же работу мы делаем из-под палки, если мы должны ее сделать, или с радостью, если мы ее делать не обязаны {почитайте про то, как Том Сойер красил забор}.

В итоге мы добровольно играем в хардкорные игры, которые вообще-то сложнее всего того, что нам нужно обычно учить. И ленимся учить простейшие вещи, которые нам были бы реально полезны в жизни! Ну тот же английский.

Не, ну а геймификация на что? Давайте просто принесем кучу игровых механик в образовательный сервис и он станет интереснее.

Так вот, это не работает.

Смотрите, вы предъявили пользователю образовательный сервис где цель — это учеба. Т.е. это скучно и больно. Мозг это классифицирует моментально. Дальше вы поливаете эту горькую таблетку сахарным сиропом геймификации.

Пробовали давать детям таблетки в сиропе? Они будут ее выплевывать.

Точно так же делает наш мозг.

Вы можете добавлять в ваш продукт сколько угодно игровых механик, но если его ядро про образование, то мы быстро замечаем, что нас хотят обмануть и подсовывают горькую таблетку в красивой упаковке.

Но есть и другой путь.

Как же обмануть мозг?

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.