Что я сделал перед тем, как выйти на рынок с услугой
Скрипт продаж
Контент-маркетинг — сложный продукт, многие о нем слышали, но не понимают стоит ли внедрять у себя в компании и как это работает.
Типичный вопрос от клиента:
Поэтому я продаю в 3 этапа:
- Узнаю цели клиента.
- Говорю решает ли контент-маркетинг эти цели.
- Рассказываю, как работает КМ у меня.
Происходит это примерно так:
Клиент пишет в «Скайпе» или «Вконтакте»:
— Здравствуйте, увидел вашу статью про контент-маркетинг. Сколько стоит ведение?
— Здравствуйте, ведение стоит 49 000 в первый месяц работы. Вот здесь подробное описание тарифов: скидываю ссылку на товар в группе.
Я специально сразу говорю цену. Потому что, если у человека нет 49 000 рублей, все обсуждения — потеря времени.
— Понятно, спасибо.
— Пожалуйста. Скажите, какая информация вам нужна, чтобы принять решение о сотрудничестве?
На этом этапе клиент говорит почему он не готов покупать.
— Для меня это дорого, я только начинаю.
Тогда я отправляю его в сообщество, чтобы не потерялся. Возможно, позже его микробизнес превратится в средний и он сможет купить мои услуги.
— Понял. Тогда подпишитесь на нас. В группе всё о том, как продавать с помощью КМ.
Или готов.
— Мне нужно понять, как это будет работать у нас.
Теперь я выясняю цели клиента и оцениваю пользу блога. Плюс перевожу общение с «вы» на «ты», чтобы человек отвечал раскованнее, а не писал канцелярскую ерунду.
— Можем общаться на «ты»?
— Да, конечно.
— Чтобы понять насколько тебе полезен блог, я задам несколько вопросов, потом дам ответ. Ок?
— Хорошо.
— Расскажи про бизнес и где у тебя сейчас проблемы? Например, мало лидов, плохая конверсия в покупку?
— Про бизнес посмотри на сайте: site.ru. Проблемы: возражение дорого, нет понимания моего продукта, раньше была низкая конверсия в продажу. Также хочется, чтобы по SEO выдавался сайт, сейчас клиенты идут только через контекст.
— Понял. Назови 2−3 самые актуальные проблемы.
— Возражение дорого, низкое понимание продукта и выдача по SEO.
— Всё, спасибо. Я подготовлю презентацию. В ней расскажу, как поможет блог с этими целями и как строится работа. В 2 часа удобно созвониться?
— Да. Давай.
Дальше готовлю презентацию по схеме:
- Цели и проблемы клиента
- Почему эти проблемы возникают
- Как мы достигнем целей с помощью блога
- Как это работает у меня
- Условия работы
Возможные возражения
Сейчас у меня две продажи и ни одного возражения, но я предусмотрел ответы на классические возражения.
Дорого (не путать с реально нет денег)
Объясняю ценность:
- Статьи без ограничения по знакам. Авторы — профессиональные редакторы, пишут в «Тинькофф-журнал», прошли Школу редакторов в Бюро Артёма Горбунова. (Это для тех, кто в теме).
- Автор не компонует мысли копирайтеров из интернета, а берет интервью у эксперта. Если статья касается твоего продукта, эксперт — человек из компании. Если статья на другую тему, находим профильного специалиста из базы контактов. Поэтому ты получишь статью журнального качества, а не SEO-текстики.
- Каждая статья проверяется автором и мной. Сверяются факты с официальными источниками.
Говорю, что стоимость ниже, а качество на уровне.
- Цена ниже, чем в других студиях, потому что мы пока маленькие. Только начинаем.
Мы подумаем
Я не умею продавать. Когда пытаюсь применять схемы, которые рекомендуют продавцы, чувствую себя неуютно. Поэтому стараюсь по-простому выявить причину:
— Без проблем. А вообще, что думаешь на счет предложения?
Дорого.
— Объясняю ценность.
Меня смущает…
— Работаю по ситуации. Смущать может предоплата, неявные метрики. Например, чтобы отследить, как блог справляется с возражением дорого, нужно делать опрос среди менеджеров.
Ты даешь гарантию, что статьи попадут в топ выдачи?
— Нет. Я не занимаюсь SEO-продвижением по позициям. Но, например, через два месяца некоторые статьи блога про вывески попали в топ-10 Яндекса.
Ты даешь гарантию, что у меня со статей пойдут клиенты?
— Нет. В этом случае тебе нужен лендинг. Блог привлекает клиентов, но не сразу. Клиент может читать блог 3−4 месяца и только потом купить. Но он придет почти без возражений. С вопросом: «Привет, что нужно, чтобы начать работу?».
И дальше идет мини-лекция о том, как работает контент-маркетинг.
Анализ конкурентов
Свой анализ я публиковать не стану. Выкладываю табличку, которой я пользовался.
Важно: это не классический маркетинговый анализ. Этот опросник поможет сформировать конкурентоспособное предложение для лендинга или КП.
Идея и обещание «бренда»
Дифференцирующая идея
Дифференциация в B2B не обязательна. Достаточно хорошо отрабатывать базовые ожидания от продукта. В моем случае — это качество статей и сервиса.
Но мне очень нравится идея романтизации в маркетинге. Я хочу её продвигать, так как сейчас пропагандируется однобокий маркетинг фактов. Каждый комментатор на Фейсбук вам скажет: «дайте конкретику, больше цифр». Но цифры можно сравнить и сложно прочувствовать. Эмоции сравнить непросто. Ты либо понимаешь, что это для тебя, либо нет. Романтизация создает эмоциональные образы вокруг продуктов или команды. Привлекает сотрудников и клиентов, которые разделяют твои ценности.
Коворкинг и хостел для путешествующих фрилансеров романтизирует работу у них с помощью передачи атмосферы. Никакие «низкая цена», «веселье 24/7», «30-метровый бассейн» не помогут так замотивировать человека поехать к ним.
Американская компания 37signals романтизирует работу с командой с помощью рассказа об инструментах, которые они используют, например, FFF. Читайте книгу «Реворк» и блог.
Обещание
Обещание идеи:
Ты получишь продажи и интересные проекты, если романтизируешь команду или продукт с помощью контент-маркетинга.
Обещание компании:
Помогаем решать ваши цели с помощью блога, а не просто «делаем интересный и полезный контент», «общаемся с клиентами» и «увеличиваем лояльность».
Инструмент
Романтизации нужен инструмент, который переносит идею в реальную жизнь обычного человека. Например, у известного редактора Максима Ильяхова идея — уважение и польза. Инструмент реализации идеи — инфостиль. Система, которая учит писать по сути и не запудривать людям мозги канцелярщиной.
Еще более понятный и приземленный инструмент для ежедневного использования — сервис «Главред».
Мой инструмент романтизации на первом этапе — сторителлинг — рассказы о жизни команды и о продукте.
Три уровня принятия идеи.
Миссия блога и рассылки
Мне близко мнение Максима Ильяхова, что хороший блог бьет в одну точку. Чтобы выбрать эту точку, я расписал задачи.
Задачи блога
- Доносить идею романтизации. Чтобы люди поняли эффективность.
- Поняли как работает КМ.
- Поняли, что КМ — это эффективно именно для них.
- Что мы эксперты в КМ.
- Что мы не только эксперты в КМ, но и надежные ребята, которое умеют работь с клиентом.
Интересы и задачи заказчика
Узнать о продукте:
- Что это.
- Эффективно ли это.
- Будет ли работать у меня.
- Как это работает в принципе.
Узнать о подрядчике:
- Что за ребята?
- Что умеют. Какие результаты есть?
- Насколько с ними удобно работать?
Решить ежедневные проблемы:
- Упали заказы, что делать.
- Как повысить эффективность менеджеров по продажам.
- Как найти толкового сотрудника.
Отсюда миссия блога: показать на примерах, какую пользу приносит контент-маркетинг компании клиента.
Примеры статей:
- Как продвигать с помощью блога компанию по изготовлению вывесок
- Как романтизировать команду рекламному агентству и зачем это нужно
- Как винному ресторану собрать сообщество ценителей вина
Отсюда рассылка «Получил — внедрил».
Рассылка для собственника о том, как с помощью контент-приемов увеличить продажи. Присылаем фишки 2 раза в месяц, которые легко внедрить и проверить отдачу.
План работы с клиентом
На первом этапе сотрудничества
Ожидания от работы.
Рассказываем чего ожидать от КМ: постепенный рост посещаемости сайта, результаты от 6 месяцев, сбор базы ретаргетинга, опосредованные продажи.
Чего не ждать клиенту: прямых конверсий — прочитал статью и сразу купил. Результатов после первого текста или месяца работы.
План работ.
Берем 2−3 цели клиента, которые он назвал на этапе продажи и объясняем, как мы их достигнем. Составляем контент-стратегию из 11 пунктов:
- Анализ целевых групп компании: что хотят клиенты
- Цели компании: чего хотим достигнуть
- Метрики: как отслеживаем достижения
- Анализ конкурентов: что пишут конкуренты, в чём мы можем их
- превзойти
- Миссия блога: мысль, которая объединяет все наши материалы
- Какие типы контента используем
- Как распространяем материалы
- Контент-план на первый месяц работы
- Шаблон для проработки темы. С помощью шаблона любой
сотрудник компании сможет предложить крутую тему для статьи
- Команда
Показатели на основе целей.
Например, клиент назвал 2 боли: трафик дорогой и его мало. Значит ставим KPI: рост посещаемости сайта и ассоциированные конверсии. Настраиваем модель атрибуции в Гугл. Отчитываемся именно по этим метрикам, не засоряя мозги клиенту.
Работа с клиентом в процессе
- Контент-план на каждый месяц.
- Отчет в конце месяца по KPI и по проделанной работе.
- Цели работы на следующий месяц, например, расширить семантику.
Описал процессы для коллег
Чтобы не повторять одно и то же новым и старым сотрудникам, я сразу составил два руководства:
Очень удобно. Копируйте, может пригодится в работе.
В следующей статье
Сбор команды: как я нанимал копирайтера на бирже Главреда.
P.S
Как всегда рад подружиться на https://www.facebook.com/ или https://vk.com/daniil_2_0 и получить советы.