Почему Центробанк не достигает цели по инфляции?
Позиция регулятора следующая:
ЦБ может не реагировать на разовые шоки, если они не имеют вторичных эффектов на инфляционные ожидания. В противном случае политика должна быть жестче.
Поясним на примере.
▪️ Если НДС подняли один раз, и цены разово выросли, а затем растут по 4% в год, ЦБ не будет вмешиваться.
▪️ Но может получиться так, что люди из-за роста НДС станут ждать более высокого роста цен всегда.
➡️ Значит, нет смысла откладывать деньги на депозиты.
➡️ Нужно набирать кредиты, которые обесценятся из-за инфляции, и покупать товары, пока они не подорожали.
➡️ Так инфляционные ожидания ведут к росту инфляции. Это самосбывающееся пророчество.
И все в этом подходе регулятора хорошо, вот только мы теряем лес за деревьями.
Да, по отдельности сильное повышение тарифов ЖКХ, утильсбора, ставок НДС, расширение дефицита бюджета, санкции — это разовые события. ЦБ действует, как по учебнику, и следит только за инфляционными ожиданиями. Но сами события не компенсирует жесткой политикой.
Но если существует какой-то фактор, который регулярно создает эти события, то он уже отнюдь не разовый. Это постоянное инфляционное давление.
Однако в наших условиях и санкции, и постоянное увеличение сборов — это связанные события. Нет смысла ждать, что они закончатся, пока не изменятся условия.
➡️ В итоге подход ЦБ приводит к тому, что прогнозы по инфляции оказываются все время занижены.
◽️ 2023 год: прогноз 4,0% vs факт 7,4%.
◽️ 2024 год: прогноз 4,0–4,5% vs факт 9,5%.
◽️ 2025 год: прогноз 4,5–5,0% vs идем на 6,5–7,0%.
Что будет происходить с инфляционными ожиданиями, если людям все время обещают ценовую стабильность, а на деле ее никогда нет?
Конечно, люди будут ждать сильный рост цен и вести себя соответственно. Итог — инфляционные ожидания населения на год вперед держатся на уровне 14–15%. Краткосрочные ценовые ожидания предприятий держатся на значениях, близких к 2022–2024 годам.
А как
без стабильно низких инфляционных ожиданий не может быть и стабильной инфляции. А в результате получилось ни то ни се: и инфляцию не победили, и с высокими ставками живем.
Что из этого следует?
Риски по ставке смещены вверх. Сейчас Банк России предполагает, что инфляционные ожидания вернутся в норму к началу 2027 году, что позволит снизить ставку до 8%.
На практике же будут постоянно случаться непредвиденные обстоятельства, которые будут отодвигать эту цель. Пока условия не изменятся, не стоит рассчитывать на крупное снижение ставки ниже 10%. Этот процесс будет постепенным.
