Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
находим прибыльные бизнес-модели
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
39
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

30
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

11
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

11
Flowlu

Flowlu

flowlu.ru

10
GIFTD

GIFTD

giftd.tech

9
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

9
Eczo.bike

Eczo.bike

www.eczo.bike

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

ТРИЗ и 12 законов развития бизнеса

1 634 1 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
В ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) давно сформулированы основные законы развития технических систем. Я их попытался переложить на бизнес-системы. Получилось вполне логично.

В технике есть хороший метод, который позволяет "по науке" изобретать и улучшать предметы от колеса до компьютера и самолета. Называется он ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ я немного изучал в МИФИ, а потом посещал курсы Александра Кудрявцева в Бауманке.

Основы ТРИЗ сформулировал Генрих Альтшуллер в средине 20-го века. Он его вывел на основе анализа тысяч патентов и изобретений. С тех пор метод применяют во всех конструкторских бюро, отделах R&D компаний Intel, Samsung и т.д. В конце 20-го века ТРИЗ стали применять и к бизнес-системам.

Я решил продолжить этот тренд и провести некоторые параллели с развитием интернет-проектов. За основу взял законы развития технических систем (один из разделов классической ТРИЗ).

Помимо ТРИЗ есть ряд других теорий и моделей, в которых описаны "законы развития систем". Вот список самых достойных теорий и их авторов в хронологическом порядке:

  • Георг Гегель. 3 закона диалектики. 1 -закон единства и борьбы противоположностей, 2 - закон перехода количества в качествоб 3- закон отрицания отрицания.
  • Карл Маркс. Законы развития социально экономических-систем.
  • Чарльз Дарвин. Законы эволюции биологических систем.
  • Генрих Альтушеллер. ТРИЗ. Законы развития технических систем.
  • Побиск Кузнецов. Законы роста свободной мощности для всевозможных систем (физических, биологических, социальных и т.п.)

Что в итоге получилось, читайте ниже. Всего вышло 12 основных законов.

Закон№1 развития по S-образной кривой

Первый закон гласит: в процессе развития изменение главных параметров системы происходит таким образом, что графики временной зависимости этих параметров имеют S-образный вид.

Смена поколений: Клиент-серверные системы- > web->SaaS ->Mobile->…

Короче, у любой бизнес-системы есть время роста и затухания. И хотя в бизнес-планах у всех стартапов на графиках показан «бесконечный рост» - в жизни все происходит иначе. По факту любые бизнес-системы со временем угасают, уступая место другимЗная текущую стадию, можно достаточно предсказывать когда текущая платформа/технология «загнется» и на ее место прийдет другая.

Тот же самый S-образный закон только в профиль, можно представить в виде 4-х "квадрантов", где любой товар/продукт/услуга развивается по примерно похожему циклу. Сначала это дорогой, сложный проект, далее он упрощается и становится дешевым массовым.

На примере истории компьютеров:

  • 1970-е дорогие мейнфреймы, компьютеры под заказ лабораторий и государства
  • 1980-е начали появляться компьютеры для разных целей: для науки, для бизнеса, для персонального пользования. Игроки специализируются по нишам. IBM - бизнес, Apple - креативные профессии.
  • 1990-е персональные компьютеры окончательно стали стандартным продуктом, но все еще не массового пользования. Игроки конкурируют по производительности, начинке, размерам.
  • 2000-е персональные комьпютеры стали предметом массового пользования, игроки конкурируют только по цене.

Когда вы делаете свой проект/продукт критически важно не промахнуться с «квадрантом». Иначе можно сделать либо «то что уже рынок давно прошел» - отсталый вариант, либо то, что рынку еще не нужно (слишком преждевременная услуга)

Закон №2 Полнота частей системы

Второй закон говорит нам: Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность основных четырех частей системы:потребитель энергии, источник энергии, проводник энергии и орган управления.

В применении к стартапам - это минимальная команда MVT, где есть 1.Клиент (потребитель энергии-ценности) , 2. Продюсер (проводник и орган управления)и 3.Автор (создатель ценности)

Если нет этих 3-х человек, система нежизнеспособна в принципе.

Закон №3 «энергетическо-информационная проводимость» системы

Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является сквозной проход энергии и информации по всем частям системы.

Следствие из закона 3. Чтобы часть системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую и информационную проводимость между этой частью и органами управления.

В применении к проектам - это означает наличие честных ежедневных коммуникаций. В случае если коммуникации нарушены, или они искажены (ложь, недоверие и т.п.) - система распадается.

Закон №4 согласования ритмики частей системы

Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.

Это требование говорит о необходимости общего пространства (офиса или виртуального места - группы в fb и т.п.) и общего рабочего времени. Например, что команда работает ежедневно с 10.00 до 19.00 и по пятницам устраивает трекшн-митинг. Без этих простых регулярных процедур, создающих общий ритм и темп, команда не способна работать продуктивно.

У одних стартапов HADI-цикл 2 дня, у других 2 месяца.Первые в 100 раз эффективнее из-за более согласованной работы.

Как ни крути, вся история человечества подтверждает тот факт, что дисциплинированная группа людей даже со средними способностями, всегда победит группу недисциплинированных интеллектуалов.

Закон №5 увеличения степени идеальности системы

Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.

Это самый сильный закон в ТРИЗ. И его стоит хорошо прочувствовать.

Под идеальной понимается такая система, которой нет, а функции выполняются.Система, которой нет - а ценность доносится с минимальной себестоимостью. Инвестиций и затрат нет, а выручка генерится.

Это абстракция - но она позволяет задавать верный вектор развития.Иногда формулирется так, что некий элемент X, который уже есть в системе - сам выполняет функцию не усложняя системы.

Как кот из "Алисы в Стране Чудес" - кота нет, а улыбка есть.

Идеальный сайт - которого нет, разработок нет, а функции полностью выполняются (там есть и трафик и продукты) - продажа через платформы где уже есть и товары и трафик и прием платежей - Instagram, группы FB, Avito

Идеальный сервис по поиску туров за границей?Одна кнопка на телефоне «хочу за-границу, вот деньги - сделайте красиво». И он подбирает 100 вариантов по оптимальным параметрам.

Идеальный сервис для такси? Кнопка - хочу из А в Б и он тебя отвозит: Uber.

Производственный пример: предприятие, которое имеет ноль запасов, цикл производства равный нулю, выпускает бесконечный ассортимент продукции, уровень сервиса 100% и имеет бесконечную производительность. Такого не существует, но этот образ помогает принимать правильные решения.

Понятие идеальной системы позволяет без блужданий сразу сузить поиск и попасть в область сильных решений. Например, между двумя производственными участками, которые работают по принципу «выталкивания», (то есть тот, кто выпустил продукцию, передает ее следующему участку и засчитывает себе выполнение), с крупными партиями (для минимизации переналадок) и сдельной оплатой труда (для максимизации производительности) часто обнаруживается брак. Спрашивается, как решить проблему?

Обычно решение (которое встречается на 80% предприятий) заключается в том, чтобы поставить контролеракачества и штрафовать виновных. Но это очень слабое и неэффективное решение. Идеальный результат должен звучать следующим образом: участки должны сами предотвращать брак. И тут же появляется сильное решение (Тойота): система вытягивания (pull), штучные партии, остановка конвейера в случае брака, быстрые переналадки и повременная оплата труда основных рабочих.

Закон №6 неравномерности развития частей системы

Развитие частей системы идет неравномерно через преодоление противоречий; чем сложнее система, тем неравномерное развитие ее частей и сильнее противоречия.

Обычно любое развитие происходит по следующему сценарию. Одна из частей бизнес-системы изменяется быстрее, чем остальные (как правило маркетинг) в результате чего возникает противоречие между этой частью и остальными. Разрешая противоречие (а не избегая его) система переходит на новый уровень развития.

Основная мысль - нужно научиться обострять противоречия(!), а не избегать или «замыливать».Они основа развития. Для начала их нужно научиться видеть и формулировать.

Приведу несколько примеров по следующей логической схеме:

Начальное состояние -> Фактор воздействия -> Кризис (Противоречие) -> Разрешение кризиса -> Конечное состояние (с более высокой степенью идеальности).

Кейс - купоны на скидку

  • Начальное состояние системы. Продажа купонов на скидку для привлечения клиенто в локальные рестораны, салоны красоты и т.п.
  • Фактор воздействия. С ростом числа подписчиков от 1 тыс. до 1 млн. в 1-м городе, ежедневные рассылки все больше похожи на спам и стреляют из «пушки по воробьям».
  • Кризис (Противоречие). Если делать рассылку персонифицированно (под интересы людей) то общие продажи падают, так как нет «спонтанных покупок» (а это - основа бизнес-модели) , человек получает только то, что ожидает. А если оставлять «спонтанные покупки», то человека заваливает сотней нерелевантных предложений и воспринимается как спам.Противоречие: в рассылке должно быть то, что тебе не нужно (1000 акций в городе) и в рассылке доложно быть то, чтотебе нужно (1 акция специально под твои интересы ).
  • ИКР: некий элемент X, не усложняя систему и сохраняя «спонтанность»доносит тебе предложения, которые ты сам ищещешь.
  • Область конфликта: скидки «выталкиваются» - рассылаются по базе vs. скидки вытягиваются и человек их сам хочет и ищет.
  • Способы разрешения конфликта: разнесение в пространстве. Тебе предлагается скидка не там где ты ее не ждешь (во время email), а там где ты ее сам ищешь в момент оплаты.
  • Решение: когда ты обедаешь в ресторане, официант у тебя спрашивает, а у вас есть купон? И тут ты можешь зайти в свой телефон, где-то быстро найти и предъявить его. Или когда в интернет-магазине, ты доходишь до момента оплаты и видишь поле «промокод», начинаешь его сам искать в интернете, в Яндексе и др.
  • Новое состояние. Создается площадка, на которой размещаются бесплатные купоны на скидку и при этом тебе туда напоминают каждый день зайти в момент, когда ты расплачиваешься. Площадка зарабатывает на лидогенерации + отслеживании поведения покупателей в офлайне и продаже этих данных крупным компаниям, брендам. Пример в онлайн RetailMeNot.com

Пример в производстве:

  • Начальное состояние системы. Предприятие работает как опытно-конструкторское производство.
  • Фактор воздействия. На рынке появились конкуренты, которые делают аналогичную продукцию, но быстрее и дешевле при том же качестве.
  • Кризис (Противоречие). Чтобы делать быстрее и дешевле, необходимо выпускать максимально стандартизованную продукцию. Но, выпуская только стандартизованную продукцию, предприятие теряет рынок, так как может производить лишь небольшое число стандартных позиций.
  • Разрешение кризиса происходит по следующему сценарию:
  • Правильная формулировка идеального конечного результата (ИКР) – предприятия производит бесконечно большой ассортимент продукции с нулевыми затратами и мгновенно;
  • область конфликта: стыковка продаж и производства: для продаж должен быть максимальный ассортимент, для производства - один вид продукции;
  • способы разрешения конфликта: переход от макро- к микроуровню: на макроуровне - бесконечное разнообразие, на микроуровне – стандартизация;
  • решение: максимальная стандартизация и упрощение в производстве - несколько стандартных модулей, которые могут собираться в большом числе комбинаций для клиента. В идеале конфигурирование клиент делает сам для себя, например через сайт.
  • • Новое состояние системы. Производство небольшого числа стандартизованных модулей и конфигурирование под заказ самим же клиентом. Примеры: Тойота, Икея, Лего.

Закон №7 перехода в надсистему (моно-би-поли)

исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет уже на уровне надсистемы.

Телефон с функцией звонка - > Телефонс функцией звонка и смс -> Телефон как чать экосистемы подключенной к AppStore (iphone)

Еще пример, вхождение предприятия в цепочку поставок или холдинг и развитие на новом уровне.

одна компания - две компании - управляющая компания.

один модуль - два модуля - ERP система

Закон №8 перехода с макроуровня на микроуровень

развитие частей системы идет сначала на макро, а затем на микроуровне.

Телефон->Сотовый телефон->Чип в мозгу или в контактных линзах.

Сначала ищется общее ценностное предложение и делаются продажи, а после оптимизируется «воронка продаж» и каждый шаг воронки продаж, а так же микродвижения и клики пользоватеелй.

На заводах начинают с синхронизации между цехами. Когда этот ресурс оптимизации исчерпан, производится внутрицеховая оптимизация, далее переход на каждое рабочее место, вплоть до микродвижений операторов.

Закон №9 перехода к более управляемым ресурсам

Развитие систем идет в направлении управления все более сложными и динамичными подсистемами.

Есть знаменитая фраза Марка Андрессена - "Software is Eating the World" (софт съедает планету). Сначала управление компьютерами осуществлялось на уровне "железа" (hardware) - электронные реле, транзисторы и т.п. Далее появились низкоуровневые языки программирования типа Assembler, далее языки более высоких уровней - Fortran, C, Python. Управление не на уровне отдельных команд, а на уровне классов, модулей и библиотек. Начала оцифровываться музыка и книги. Позже компьютеры подключились в сеть. Далее к сети подключились люди, телевизоры, холодильники, микроволновки, телефоны. Начал оцифровываться интеллект, живые клетки.

Закон №10 законы самосборки

Уход от систем которые нужно детально создавать, продумывать и контролировать. Переход к «самособирающимся» системам

4 правиласамосборки:

  1. Внешний непрерывный источник энергии (информации, денег, людей, спрос)
  2. Примерное подобие элементов (блоков информации, типов людей)
  3. Наличие потенциала притяжения (людей тянет общаться друг с другом)
  4. Наличие внешнего перетряхивания (создание кризисов, прекращение финансирования, смена правил)

По такой схеме из ДНК происходит самосборка клеток. Мы все - результаты самосборки.Стартапы вырастают в крупные компании так же по законам самосборки.

Небольшие и понятные правила на микроуровне выливаются в сложное организованное поведение на макроуровне. Например, правила дорожного движения для каждого водителя выливаются в организованный поток на трассе.

Простые правила поведения муравьев выливаются в сложное поведение всего муравейника.

Создание каких-то простых законов на уровне государства (повышение/понижение налогов, % по кредитам, санкции и т.п.), меняет конфигурацию многих компаний и отраслей

Закон №11 повышение свернутости системы

Функции, которыми никто не пользуется - отмирают. Функции объединяются

Правило свертки 1. Элемент может быть свернут, если нет объекта выполняемой им функции. Стартап может быть закрыт, если не найден клиент или ценностное предложение.По этой же причине по достижению цели - система распадается.

Правило свертки 2. Элемент может быть свернут, если объект функции сам выполняет эту функцию. Агентства по туризму могут быть закрыты, так как клиенты сами ищут туры, бронируют билеты, покупают путевки и т.п.

Правило свертки 3. Элемент может быть свернут, если функцию выполняют оставшиеся элементы системы или надсистемы.

Закон №12 закон вытеснения человека

Со временем человек становится лишним звеном в любой развитой системе. Человека нет, а функции выполняются.Роботизация ручных операций. Вендинговые автоматы самовыдачи товаров и др.

С этой точки зрения, возможно зря Элон Маск пытается заселить Марс людьми путем физической транспортировки. Это долго и дорого. Скорее всего колонизация будет происходить информационным путем.

P.S. Продолжаю набор группы для курса "Компания за 21 день". Подробности тут

+4
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
Sergey Neskhodovskiy
Большое спасибо, интересная точка зрения и заслуживающий внимания подход. А я думал было отписываться от спарка. Теперь повременю.
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать