Боты в борьбе за чистоту информационного поля
Рассмотрим в качестве примера прошедшие президентские выборы в США. Журналисты сравнили результаты медиа-продвижения Трампа и Клинтон: Трамп был впереди практически по всем пунктам.
Например, самой расшариваемой статьей президентской гонки стала «Why I’m voting for Donald Trump». Ею поделились 1,5 миллиона раз. Однако, у либералов эта статья вообще не появлялась в ленте Facebook.
Это показывает, что наша цифровая жизнь превратилась в огромную эхо-камеру. Она отражает наши предыдущие запросы. Прочитал один раз статью про либералов — считай сам стал либералом. В итоге, мы общаемся и замечаем только тех людей, которые разделяют нашу точку зрения. От этого мы не знаем о существовании других информационных пузырей и не можем в них проникнуть.
. . .
Политическая информация кандидатов может быть субъективной. Это справедливо, поскольку у демократов и республиканцев могут быть разные мнения на одни и те же вопросы.
Но иногда информация бывает не субъективной, а ложной. Решения людей принимаются на основе информации. И если источник дал фальшивую информацию, то человек в итоге может принять очень неверное решение.
Как это, например, случилось с министром обороны Пакистана. 20 декабря издание AWDNews опубликовало заметку с заголовком: «Министр обороны Израиля: “Если Пакистан пошлет войска в Сирию под любым предлогом, мы уничтожим эту страну ядерным ударом”». В ответ министр обороны Пакистана написал твит, где угрожал Израилю ядерным оружием.Фейковые новости должны высмеивать своего автора за ложь и подмену. В начале 2016 года украинский президент Петр Порошенко выложил в своем твиттере пост с с фейковой обложкой The Economist. На обложке он стоял на месте Владимира Путина и заголовок был изменен с «Мир в 2016» на «Мир в 2017».
«Некоторые подарки воспринимаю не как комплимент, а как персональную ответственность. Добавляю в повестку дня на праздники»
Настоящая обложка The Economist
Фейк был настолько очевиден, что пользователи интернета решили высмеять президента и начали создать обложки известных изданий, заменяя там лица на Порошенко. Администрация украинского президента так отреагировала на это: «Мы бы хотели, чтобы подобные праздничные идеи [отредактированная обложка The Economist — прим. BotLab] воспринимались с долей шутки и обязательно через призму поиска Украиной своего места в мире».
Подобный прием нарочито фальшивый. Но настоящая проблема фейковой информации в том, что она не кажется людям ложью. Авторы приводят слова экспертов, обилие ссылок и большие информационные таблицы с данными, которые никто не проверит — и усыпляют бдительность читателя.
В итоге, люди попадают не только в информационный пузырь субъективных мнений, но и в информационный пузырь лжи. В последний включаются в большинстве своем люди, у которых опыт столкновения с фейковыми новостями ограничивается желтой прессой. Они не знают, как отличить фейковую статью или ресурс от настоящих.
Чтобы проверить фальшивую новость нужно перейти по всем ссылкам в статье, почитать об источнике, надежен ли он, узнать точность цитирования — не вырваны ли цитаты из контекста — и совершить еще много действий. Очень долго. Самый быстрый способ проверить правдива ли информация — чатбот в мессенджере или социальной сети, который будет прогонять статью по заданным критериям и выдавать вердикт: фейк или нет.
Так, например, команда HashtagNow разработала HoaxBot для Твиттера. Если человек ретвител фейковую статью, бот через комментарии предупреждал пользователя о том, что эта статья может быть фальсифицированной.
Благодаря этому боту о проблеме фейковых новостей узнали не только технические специалисты или журналисты, но и обычные люди. Информационные пузырь, связанный с фальшивками, пошатнулся.
Но HoaxBot уже закрылся. Твиттер посчитал за спам те ответы бота, которые он отправлял случайным пользователям и отключил бота от своего API. Разработчики считают, что их бота закрыли, потому что на него пожаловались компании, ресурсы которых бот признал фейковыми. Эти компании зарабатывают на кликбейте и фейковых новостях, чтобы привести пользователя на свой сайт, полный рекламы.
. . .
Из-за возникающих информационных пузырей в мессенджерах и социальных сетях общество не может взглянуть на мир объективно. Этому также способствуют компании, которым по финансовым или идеологическим причинам выгодно заключать людей в информационные пузыри.
Бороться с этим нужно с помощью того инструмента, который будет понятен и прост для всех. Например, чатботов, которые работают с большими объемами данных, анализируют их и делают это быстро.
Благодаря ботам начало изменения информационного потребления уже положено.