Как покупатели делают выбор: теории поведения и суровый маркетинг
Идеальный покупатель
Классическая теория, которая пытается объяснить особенности поведения покупателя, сводится к тому, что люди – существа рациональные. А значит, свой выбор они делают, включая мозг и логику: осознают свою потребность, смотрят, что может ее удовлетворить, определяют список товаров, взвешивают все pro et contra, ну, и покупают. Последний этап – это реакция на покупку, то есть оценка правильности выбора. На ее основе мы включаем режим лени и, при повторных покупках, упускаем некие детали этого сложного анализа. В общем, все очень красиво и правильно.
Но дело в том, что многие специалисты с ней не согласны. В общем, практика тоже это подтверждает.
Ограниченная рациональность
Как уже говорилось выше, сама жизнь заставляет нас сомневаться в логичности и рациональности большинства населения. Впервые понятие ограниченной рациональности ввел в обиход психолог Герберт Саймон. По его мнению, решения, которые принимаются людьми, ограничены их познавательными особенностями, информацией, которой они владеют, ну и временем тоже. Короче, покупатель выбирает товар, но у него не так много знаний и ресурсов, чтобы принять идеальное решение, поэтому приходится извращаться и упрощать, чтобы справиться со стрессом выбора. Отсюда и асимметрия информации, когда наш абстрактный покупатель владеет неполной информацией о продукте, например, о его качестве и делает всякие глупости.
В общем, именно это заставляет нас идти в более дорогой и неудобный магазин, чьего владельца мы знаем, хотя под боком есть Пятерочка, в которой сигареты в 2 раза дешевле.
Вообще антилогичность
Тема полной нелогичности покупателей нашла свое отражение во многих современных трудах. Например, экономист (да, не психолог, а именно экономист) Дэн Ариели привел интересный пример: если туристическая компания предлагает клиентам на выбор поездку в Париж с завтраком, Рим без завтрака и Рим с завтраком, то с большей вероятностью мы выберем Рим с оплаченным завтраком, потому что в остальном варианты похожи, а тут видно явное отличие, то есть преимущество. Другой пример: если взять новый продукт и снять рекламу, где он будет в одном ряду с другими дорогими товарами, то мы автоматически причислим его к премиум-классу – отсюда и эффект ожидания, когда представления о вещах затмевают истинные ощущения от них.
В одном эксперименте группе студентов дали на пробу два варианта пива, не вдаваясь в подробности, что в одном из них есть уксус. При этом, пиво с уксусом понравилось народу больше. Но когда этой же группе снова дали ту же пару пива и объяснили, что вот в этой кружке есть уксус, студенты начали пробовать, плеваться и доказывать, что пиво с уксусом – это фу.
Я <3 покупать
Американский экономист Джордж Левентайн подошел к проблеме с другой стороной стороны и посвятил всего себя исследованиям о влиянии эмоций на процесс принятия решений о покупке. В результате, он выделил два типа эмоций: 1. то, что человек испытывает прямщас и 2. То, что человек собирается испытывать потом. Эмоции настоящего влияют на то, насколько быстро и обдуманно человек примет решение: счастливые люди не принимают рискованные решения, голодные и разозленные решают быстрее, чем спокойные, а испуганные и расстроенные вообще отказываются от решения. В свою очередь, эмоция будущего – это или предвкушение удовольствия, или страх ошибки, потери, последствий неправильного выбора. Отсюда и чувство раскаяния, если на покупку было потрачено много сил и времени.
Если продавец будет больше говорить о безопасности автомобиля, то это заставит покупателя мысленно пережить аварию, и он скорее всего этот автомобиль не купит.
Пришел, увидел и купил
Импульсные покупки – неожиданные даже для самого человека решения купить вещь, которую видишь в первый раз и вообще непонятно, зачем она тебе нужна – на самом деле имеют множество причин. И дело не только в детских травмах, типа «мама не купила мне тогда конфету, а сейчас я что хочу, то и покупаю». Во-первых, чаще всего покупатели делают такой выбор, когда они голодны, устали, расстроены или уже порядком разорились до этого. Другая причина – проекционное мышление, которое заставляет думать, что настоящее состояние продлится и в будущем. А усиливает все это эффект якоря, когда вещь судят не по объективной ценности, а в сравнении с окружающими вещами – казалось бы, зачем мне розовый айфон, но ведь вот он с такой огромной скидкой, в окружении двух золотых и таких дорогих… ну, как не взять!
Отсюда и стенды с конфетами и жвачками перед кассой (люди уже подготовлены покупкой целой курицы и икры). И возрастающий спрос на машины с откидным верхом, когда на улице +30 (на улице жарко и будет еще три месяца жарко). И телевизоры с уценкой на фоне самых дорогих (см. пример с розовым айфоном).
Счастье от малого
Считаете, что чем больше выбор, тем лучше? Исследователь Шина Айенгар пришла к выводу, что это совсем не так: необходимость выбирать из множества однотипных товаров приводит потенциальных покупателей к покупательскому параличу, когда большинство уже не знает, что выбрать, и вообще отказывается от покупки. К тому же, в дело включается эффект упущенных возможностей: когда человек должен выбрать из 100 вариантов сыра, у него начинается стресс от невозможности просчитать все плюсы-минусы, а значит, приходится смириться аж с 99 упущенными возможностями. Для того, чтобы вывести эту теорию поведения покупателей с глаз долой, она советует сокращать ассортимент, делить товары на категории и рассказывать, чем одни из них отличаются от других.
Когда компания Procter & Gamble убрала из линейки 9 шампуней, ее продажи увеличились на 10%.
У нее такие красивые... ноги
Еще один интересный тип поведения покупателей – это так называемый гало-эффект. Психолог Эдвард Торндайк заметил, что людям свойственно выносить свое мнение о целом предмете на основе его черты. Это активно перенеслось в маркетинг: в автомобильной индустрии даже есть такой термин «halo vehicle», то есть автомобиль, который создан, чтобы поднять престиж всей марки и поднять продажи – к ним, например, относятся Dodge Viper или Ford GT.
Один из самых известных примеров гало-эффекта – простой iPod. Его популярность значительно повлияла на увеличение продаж других вещей с надкусанным яблочком.
Или бери – или вали
Эффект Хобсона – это ситуация, когда у покупателя есть всего один вариант продукта: он либо выбирает его, либо уходит несолоно хлебавши. Согласно легенде, выражение появилось, благодаря английскому управляющему конюшен Томасу Хобсону. У него было 40 лошадей, но он единолично выбирал за посетителей, какую из них они могут взять: тем приходилось соглашаться с английским снобизмом или идти домой. Впрочем, это делалось только для того, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на лошадей, а то люди все время выбирали самых лучших и те очень уставали.
Помните знаменитую фразу Генри Форда о том, что автомобили могут быть любого цвета, если этот цвет – черный? Другой пример – магазин товаров для дома Labour and Wair, который продает только один вариант каждой вещи. Зато он как бы идеальный.