Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Первая система лид менеджмента
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
26
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

16
Отследить-посылку

Отследить-посылку

B2B-сервис трекинга посылок

14
myPreza

myPreza

mypreza.ru

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

10
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

10
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

За что (и надо ли) платить СТО?

1 079 12 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Серый кардинал разработки - кто он? За что и сколько платить техническому директору?

Что отличает Технического Директора от тимлида или просто крутого разработчика? Дополнительные шестизначные надбавки к зарплате или что-то большее? Сейчас разберемся

XvjzY82kIy8YCjG8nPkflE8sLA8pQjUvgyY4zL5b

На старте энтузиазм плещет через край, а денег наоборот — обычно не хватает. Мысль сэкономить на руководителе разработки и взять техническую часть на себя многим кажется притягательной. Вот только это — огромная ошибка, которая может похоронить весь проект.

Поэтому пара советов тем, кто прямо сейчас задумывает свой стартап:
  1. Еще до запуска найдите своего ГТ
  2. Оцените запуск вместе с ГТ, а не самостоятельно
  3. Найдите деньги на содержание ГТ

Это удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Ведь такой дармоед как технический директор, он же СТО, он же Гога, он же руководитель разработки или просто Главный Технарь (далее ГТ) отвечает за следующее:

Стратегия

Именно ГТ знает, где проект окажется через 3-8-15 лет и как он туда попадет. Командир (Фаундер) может лишь рассказать, мечтательно покусывая карандаш, о 10-30 вариантах развития проекта. А ГТ должен ухватить из этого розового бреда все возможные и невозможные варианты, умножить их на 10 и подстраховаться на случай наступления любого из них. Потому что случится именно самый хреновый и менее вероятный.

Тактика

Надо не только видеть цель и знать, как до нее добраться. К этой цели нужно ползти — каждый день, час, секунду. В условиях ограниченных ресурсов команды и неограниченных фантазий командира надо умудряться делать итерации, смотреть по сторонам и показывать результат.

Архитектура

Сначала все выглядит просто — сайт, форма заказа, пара табличек. А потом снежным комом накручиваются километры кода. Бек, фронт, админка, лендинги, сервера, лежим, переделываем, эквайеры-мерчанты, интеграции, лежим, мобильные аппы, адаптив, встраиваем сервисы, накручиваем лайки. комменты, срм, телефония, счетчики, аналитика, API. А базы-то стали большими — еле ворочаются. А сущности так перемешались, что не разобраться. А готовые фреймворки-то уже не подходят, приходится костыли городить. DDoS, хостеры — козлы, мейлчимпы, мандрилы, свои рассылки, sms рассылки, хромпуши, контакты, SEO требования, микроразметка, твиттер кардс, своя CMS, блог, хелпдеск, тикеты...

Вот это все лучше спроектировать заранее.

Отказоустойчивость

То, что описано выше, должно работать. Как часы. Нельзя «просто взять и все зарезервировать». Надо реально понимать, где что работает и как это может сломаться. Во время «ахтунга» (а он обязательно наступит в самый неподходящий момент) именно ГТ должен знать, куда копать, что делать и как спасать ситуацию.

Стрессоустойчивость

Стрессов будет много и, скорее всего, косяк обнаружится в «технической части». Копнув глубже, вы можете обнаружить, что начинали строить велосипед, а закончили надувным крокодильчиком, который за секунду до релиза случайно проткнула спица, оставшаяся от первоначального проекта. Как бы ни хотелось, заплакать и убежать к маме — нельзя. Нужно взять пластырь, заклеить рот крокодильчика и вернуться к началу.

Любопытство

В ИТ технологии меняются очень быстро. Конкурент, стартовавший через полгода, уже не тратит сотни человекочасов на написание фичи. Он качает ее бесплатно в виде стабильного фреймворка. Обидно за бесцельно потраченное время, но в этот момент лучше забыть про гордость и перейти на новые, дешевые и удобные технологии. Во имя эффективности.

Терпимость

Придется заранее принять за данность тот факт, что несмотря на всю предусмотрительность, люди, железо или собственная голова будут косячить. Суметь перебороть себя и продолжать переделывать, чинить, восстанавливать или пилить в пользу проекта — это не просто. Особенно когда «ты же говорил».

Владение языком

Выхватить в бессвязных криках командира рациональное зерно, разбить на куски и делегировать разработчикам в виде четких и понятных задач — основная задача ГТ. Управление хаосом в чистом виде

Жадность

Крутой ГТ обязан быть жадным. Он должен побить проект на такие подробные и мелкие задачи, чтобы справиться с ними мог любой студент. Так проект не будет зависеть от каждого из нишевых разработчиков, что сэкономит ресурс и сейчас, и в перспективе. При хорошем СТО рядовые программисты могут быть совсем плохонькими и дешевенькими.

Пошел и сделал

Случается всякое: пожар, понос, потоп. Как бы разработчики ни рожали, увольнялись и умирали, ГТ должен быть в состоянии подхватить задачу, разобраться и выполнить ее. Даже если придется посидеть ночку-другую.

Кадры

С людьми работать вообще тяжело, а с людьми технического склада ума — особенно. А еще тяжелей работать людям технического склада ума с людьми технического склада ума. Решать капризы, понимать срок перегара, резервировать. Ну вот все вышеперечисленные пункты — и тактика, и стратегия, и архитектура — они есть и в области кадров. И это — та еще морока.

EcsIpmH1LZIMy-xHNIAHKziS6-KQ5Ozeyueh7LPt

Хорошие новости, ребята

Даже если вы не можете потянуть собственного ГТ, не обязательно ставить крест на всем проекте. Всегда можно отдать стратегию или вообще всю разработку на аутсорс. Во многих случаях такой вариант гораздо экономичней и целесообразней. По крайней мере, я знаю немало примеров, когда такая связка давала хорошие результаты.

В статье описан опыт колл-трекинга Callibri, а как у вас? Согласны или хотите поспорить? Вы ГТ и вам не доплачивают? Знаете обратные примеры? Все в каменты!

+2
Первые Новые Популярные
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Б - Бюджет. Дай дураку миллион - он на них и понаделает лендингов. Или поставит бесплатное ПО, потом денег на сопровождение и развитие не напасёшься.
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Gymse
Фитнес-клуб 2.0 (аналитика, лояльность, мотивация)
Иван Иванов
С вашей точки зрения, господин Коверник, хороший CTO - это 4% от успеха вашего бизнеса?
Ответить
Gymse
Фитнес-клуб 2.0 (аналитика, лояльность, мотивация)
Виталий Коверник
Я полагаю что 4% за неполную занятость и инициирование (основная работа предполагается оплачиваемая) процесса в нашем интересном и очень перспективном проекте вполне себе неплохое предложение.
Посмотрел тут на спарке -- основные категории 5%, и 20%
Ответить
Иван Иванов
А вы, господин Шкиря, как считаете, какова доля CTO в успехе бизнеса? Какую долю или опцион предлагать хорошему кандидату на эту позицию?
Ответить
Callibri.ru
Первая система лид менеджмента
Шкиря Иван
Господин Смит, без СТО настоящий проект не сделать. Его отсутствие - стоп фактор. Его наличие - успех не гарантирует.
С долями этот вопрос никак не связан. Каждая команда, каждый проект, каждый человек выбирают свою модель работы
Ответить
Иван Иванов
Господин Шкиря, благодарю вас за статью, пользуясь случаем. Я на самом деле хотел обратить внимание на такой вот аспект: хороший CTO - это еще и человек, который во многих случаях (в большинстве, на самом деле) может воспроизвести всю техническую и часто маркетинговую части успешного проекта. Отсюда и вопрос о том, как найти хороший баланс в вопросе мотивации, чтобы всем было хорошо, интересно и, в восприятии участников этого безобразия, хотя бы примерно справедливо.
Ответить
Callibri.ru
Первая система лид менеджмента
Шкиря Иван
Мой опыт говорит, что:
Одна техническая часть - ничего не стоит, т.к. ей никто не будет пользоваться
Один маркетинг - ничего не стоит, т.к. пользователи сбегут, когда заметят глючность продукта или полное его отсутсвие)
Один клиентский сервис - ничего не стоит, т.к. работать будет не с кем
Один продукт - ничего не стоит, т.к. сам себя он не продаст и не сделает

Важны все составляющие:
- Продуктолог - формирование продукта, ценности, рынка, ЦА и т.д.
- Технарь - реализация
- Маркетинг - привлечение новых клиентов
- Сейлы - конверсия лидов в продажи
- Клиентский сервис - удержание существующих клиентов

Без одного из колес телега будет ехать плохо. Какие-то колеса заменить легче, но везде свои нюансы
Ответить
ubercrm
уберизация и локальные справочники
Саша Noxon
А что такое ГТ, не понял аббревиатуру(
Ответить
Callibri.ru
Первая система лид менеджмента
Шкиря Иван
Главный Технарь :)
Где-то в процессе правок расшифровка потерялась
Ответить
Суматохин Василий
мое мнение - не меньше 30% для СТО
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать