Главное Авторские колонки Вакансии Образование
261 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как «Назад в будущее» помогает двигаться вперед и перерабатывать отходы

Если вы смотрели «Назад в будущее», то помните, как автомобиль DeLorean вместо бензина начал летать на переработанном мусоре. Японский предприниматель Мичихико Ивамото превратил кино в настоящую быль: купил DeLorean и «научил» его ездить на биоэтаноле из старых футболок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мичихико Ивамото (Michihiko Iwamoto) работал на текстильном предприятии, которое занималось производством спецодежды из переработанных пластиковых бутылок. В один момент он задумался об возможности повторного использования буквально всего: ведь можно вернуть материалы, из которых делают вещи, в изначальное состояние и применить их для производства новых продуктов.


Он начал активно разрабатывать концепцию повторной переработки, став соучредителем компании Japan Environment Planning (Jeplan) в 1995 году. Тогда же он познакомился с Масаки Такао (Masaki Takao), которая была убеждена, что этанол можно получать из хлопка — пожалуй, самого распространенного сырья в производстве одежды.

Текстильная и швейная промышленность является одним из самых интенсивных видов экономической деятельности в мире, но, несмотря на то, что «зеленые» идеи давно популярны, фактически перерабатывается очень небольшой процент использованной одежды. Jeplan изменил эту ситуацию в Японии, разместив в торговых точках коробки для сбора использованной одежды, которая затем отправлялась на фабрики, где хлопок перерабатывают в этанол и используют в качестве источника энергии.

Вдохновившись серией фильмов «Назад в будущее», в которой автомобиль, работающий на мусоре, перевозит пассажиров во времени, Мичихико провел переговоры с Голливудом и смог создать успешный совместный проект с NBC Universal.


Он купил автомобиль DeLorean, аналогичный тому, что использовался в кино, и провел мероприятие, на котором продемонстрировал, что автомобиль действительно может ехать на этаноле, выработанном из футболок. Люди могли посидеть в автомобиле и сфотографироваться — при условии, что отдадут старую футболку на переработку в топливо.

Мероприятие стало настолько успешным, что менее чем за три месяца Мичихико собрал столько футболок, сколько до этого собирал за целый год.

И сегодня Ивамото следует философии «ноль отходов» с целью защиты окружающей среды. Компания Jeplan, главный офис которой расположен в Токио, расширила бизнес и, благодаря новым привлекательным проектам, стала популярна не только у себя в стране.


А Ивамото стал председателем совета директоров компании, которая от сбора и переработки использованных материалов перешла к разработке новых продуктов и организации мероприятий: уникальные идеи Jeplan по «переработке всего» продолжают развиваться.

Помимо прочего, Мичихико является стипендиатом фонда Ashoka, который уже 40 лет выявляет и поддерживает лидеров социальных инноваций в 92 странах мира. Выявленных лидеров ежегодно представляют на Ashoka Changemaker Summit.

18 ноября 2020 года вы можете принять участие в форуме Ashoka Changemaker Summit, на котором Россия организует панельную дискуссию «Секреты успешных партнёрств. Три кейса локализации в РФ». Она пройдет онлайн (начало в 13:00, МСК). Рабочий язык встречи — английский. Приглашаем к участию предпринимателей, инвесторов и социальных инноваторов.

В дискуссии участвуют основатель QIWI Сергей Солонин и основатель компании Desan Денис Ходжаев. Модератор — инвестиционный директор Центра содействия инновациям в обществе Андрей Андрусов.

***

Статью комментирует основатель проекта Ubirator Никита Никишкин.


"Мне было бы интересно узнать о том, каким образом работает технология переработки ткани в этанол у Jetplan — я уже послал запрос компании, говорит Никита. — Но в теории это, безусловно, возможно.

Текстиль и тканевые отходы у нас также собирают, в магазинах давно стоят контейнеры, и таких инициатив по России — тысячи. Это круто работает, бренды готовы к этому присоединяться, особенно, если подсветить для них бизнес-ценность этого дела.

Что касается «Убиратора», то сегодня мы расширяем нашу деятельность по сбору и сортировке отходов. У нас уже четыре пункта приема вторсырья, на которых мы сортируем и прессуем отходы, а потом отправляем их на заводы".

Статью комментирует Артем Агабеков, предприниматель, основатель «Фабрики окон», соучредитель агентства перформанс-маркетинга Adventum.


— Помню, в 90-х я учился в Германии и параллельно работал в компании, которая занималась ресайклингом. Там я встретил свою девушку-немку, и помню, что меня поразило, что она не только разделяла мусор перед тем, как выбросить — но еще и мыла его (не проточной водой, а в раковине, чтобы сэкономить). Прошло 25 лет. Россия. И я понимаю, что от того уровня сознания мы отдалены «световыми годами».

Мне кажется, что главные проекты в области ресайклинга будут тогда экономически выгодны, когда на уровне обывателя люди будут видеть в этом ценность и готовы ее поддержать. Желательно, в массе своей. Сегодня то, что я вижу, когда мы говорим о проектах, связанных с экологией, это настолько же редко встречающийся вид, как веганство. «Здоровое большинство» смотрит на это с легким скепсисом, переходящим в осуждение.

Поэтому первое, с чего нужно начинать — изменить сознание, парадигму восприятия. И в каком-то смысле те инвесторы, которые пойдут по этому пути, должны быть готовы выступать в роли первопроходцев, Дон Кихотов. Потому что их задача будет во многом гуманистической — формировать сознание. Доказывать, что ресайклинг возможен, тратить на это время своей жизни, инвестировать ресурсы и терпение. Сталкиваться с непониманием и быть готовым растворять это в себе и не отвечать злом на зло. Я бы сказал, это очень мощная практика для тех инвесторов, которые будет заниматься подобными проектами. Но, мне кажется, это единственный эволюционный путь, и те, кто слышит этот эволюционный импульс, призваны, чтобы передавать его и нести дальше.

Это не всегда можно измерить в моменте в деньгах — и это вопрос, какие горизонты планирования ставит перед собой человек, насколько его цели заканчиваются внутри (или за рамками) его жизни. И что он хочет оставить после себя.

Материал подготовил Центр содействия инновациям в обществе СОЛь.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.