Daily Growth Tips #1: Почему вам нужен MVP?
Кейсы развития стартапа без MVP:
1. Bookxor — сервис для студентов, чтобы они могли читать и комментировать записи лекций. А профессора взамен получали аналитику по использованию записей их лекций. 6 месяцев пилили продукт, пока не осознали, что профессорам не важно, читают их лекции или нет.
2. ClassMetrics — сервис для студентов, в котором можно нажать на кнопку и анонимно отправить сообщение «Я не понимаю». Взамен преподаватели получают статистику об усвоении студентами материала на их лекциях.
Ещё 6 месяцев разработки продукта, участие в акселераторе Y Combinator. Только после 6 месяцев ребята осознали, что профессора не особо парятся насчет того, насколько хороши их лекции. Это раз.
Профессора не могут реагировать на фидбек в режиме реального времени, так что эту инфу можно использовать только в следующем семестре. Это два.
Студенты сидят в Gmail и Facebook, а не в сервисе ClassMetrics, если они что-то не понимают в ходе занятия. Это три.
3. Segment.io — очередной сервис для аналитики, альтернатива Google Analytics. Планировалось, что упор будет сделан на сегментации пользователей. 12 месяцев разработки продукта в Y Combinator. Только после года стало понятно, что рынок подобных сервисов слегка перенасыщен, на нем сложно выделиться.
Кроме этого, никто полностью не понимал, какие же реальные проблемы потенциальные клиенты пытаются решить с помощью графиков, глубокого анализа и т.п. В таком виде проект умер. Но родился в новом формате, когда была найдена реальная проблема, за которую пользователи были готовы платить. Но об этом позже.
Советую также почитать - MVP – это не продукт, а процесс. Думаете, что это не так?
Как можно было избежать всего этого?
Как принято говорить за бугром — Customer Development. Даже не знаю, как это перевести на русский язык. Пусть так и остается. Если бы ребята общались с целевой аудитории, проводили интервью с профессорами, пытались найти реальные проблемы, которые у них есть, то несколько лет разработки можно было потратить более продуктивно.
Нужно было копать глубже, пытаясь понять, есть такая проблема или нет. Если есть, отлично — нужно пилить продукт. Если нет, отлично — такой проблемы не существует и нужно двигаться дальше, а не биться об стену головой.
Почему многие не делают этого? Когда проект развивают только технические специалисты (разработчики), в большинстве случаев они не уделяют внимание customer development. Они не считают это действительно важной работой.
В голове сидит мысль, что сначала мы сделаем продукт, а потом он сам взлетит. Или сначала мы сделаем продукт, а потом уже позаботимся о клиентах. Они предпочтут «кодить» проект, нежели проводить интервью, общаться с целевой аудиторией.
Но в реальности пару дней общения с нужными людьми могут сохранить месяцы и годы разработки того, что никому не нужно.
Автор приводит интересную статистику (подозреваю, это просто его предположения, наблюдения)
Команды, которые состоят не из технарей, с 15%-ой вероятностью смогут создать продукт, но с 60%-ой вероятностью будут решать реальную проблему. Команды, которые состоят только из технарей, с 90%-ой вероятностью смогут создать продукт, но с 10%-ой вероятностью будут решать реальную проблему клиента.
Вывод: в проекте должны быть как технари, так и ребята с бизнес-уклоном. Чтобы одни могли найти реальную проблему и сфокусироваться на этом, а вторые построить реально качественный продукт.
Советую также почитать - Кейс: как улучшить показатели стартапа за 1 неделю
Как вообще создавался продукт (Segment.io в текущем виде)?
Изначально, его сделали для себя. Чтобы передавать события сразу в 3 аналитических системы. Потестили на одном своем продукте. Потестили на другом. Выложили на гитхаб. Им начали пользоваться. Не много людей, но для кого-то он оказался очень полезным.
Важным шагом в понимании, что продукт имеет перспективы, оказалась совершенно простая идея.
Ребята создали лендинг, описали суть продукта и запостили его на HackerNews (Тогда еще не было продакт ханта).
Зачем они это сделали?
Т.к. они находились в полном непонимании, что делать дальше, куда двигаться: заниматься этим проектом или вложить все время и силы во что-то другое, новое. Проблема была в том, что деньги заканчивались и нужно было принимать решение. И, чтобы не просто разглагольствовать, они проверили это на реальных людях.
После того, как проект пробился в топ, набрал около тысячи «лайков», кучу комментариев, много хорошего фидбека, сразу стало ясно, что людям нужен это продукт. И так, после множества провалов ребята нашли реальную проблему, за которую люди были готовы платить.
Таким образом, вместо длительной разработки, для подтверждения гипотезы понадобились всего пару дней на создание лендинга, постинг в Hacker News и сбор фидбека.
Стало очевидно, что они решают не только свою проблему, но и реальную проблему других людей. (Хочу ещё раз подчеркнуть — реальную проблему целевой аудитории!)
После этого продукт начал активно развиваться. За следующие 6 месяцев было добавлено 40+ интеграций и сейчас это вполне успешный сервис, которым пользуются десятки тысяч клиентов.
И напоследок цитата:
Чтобы не потратить время зря, вы должны быть точно уверены, что решаете реальную проблему. Обязательно проводите customer development прежде, чем на месяцы погрузиться в проект. Если вы этого не делаете/не сделаете, то вы безумец