SEO-аудит сайта: что это, как провести + 4 сервиса для анализа
Автор статьи: Данияр Шаймерденов, контент-маркетолог, автор блога CLVRtips.
- Что такое SEO-аудит сайта.
- Когда требуется технический анализ сайта.
- Что нужно анализировать во время SEO-аудита.
- Какие сервисы использовать для анализа.
Что такое SEO-аудит сайта
SEO-аудит — это проверка интернет-ресурса — например, корпоративного сайта, интернет-магазина, блога, портала — на соответствие требованиям поисковых систем. Как правило, это технический аудит, цель которого — выявить ошибки и проблемы сайта, чтобы в дальнейшем их исправить и увеличить шанс попадания в топ поисковых систем Google и Яндекс.
Аудит сайта поможет определить технические неисправности, которые мешают продвижению проекта: например, это могут быть проблемы в коде, которые снижают скорость загрузки интернет-ресурса; ошибки в robots.txt, которые закрывают от индексирования важные страницы; наличие вирусов на сайте, из-за которых страницы были удалены из Яндекса и Google.
SEO-аудит поможет:
- Найти и устранить проблемы, которые мешают индексации сайта в поисковых системах.
- Обнаружить слабые места сайта, которые нужно усилить, чтобы занять лидирующие позиции в поисковой выдаче.
- Найти и исправить технические ошибки.
- Улучшить юзабилити сайта.
- Адаптировать интернет-ресурс под актуальные требования алгоритмов ПС.
Когда требуется SEO-аудит сайта
SEO-аудит можно проводить хоть каждый месяц. Но зачастую это не имеет смысла. Поэтому я рекомендую проводить технический аудит сайта в следующих случаях:
- При смене дизайна сайта. Нужно проверить, чтобы все важные элементы — ссылки, контент, заголовки, метатеги, иллюстрации — соответствовали требованиям ПС.
- При запуске нового веб-сайта. На этапе запуска проекта нужно сразу грамотно оптимизировать интернет-ресурс под все требования «поисковиков».
- При снижении трафика из поисковых систем. Например, если начал резко снижаться трафик из Яндекса или Google, то это может стать сигналом того, что с сайтом что-то не так: возможно, что из-за технических проблем страницы потеряли свои позиции — «упали» с 5 строчки на 50.
- При запуске рекламных кампаний. Например, перед тем, как запустить контекстную рекламу в Директе или таргетированную во ВКонтакте, проведите SEO-аудит своего сайта: убедитесь, что контент на странице грамотно отображается на всех устройствах, а сама страница быстро загружается.
SEO-аудит сайта: что нужно анализировать
Перейдем к практической части статьи: посмотрим, что именно нужно анализировать во время проведения SEO-аудита сайта.
Индексация сайта
Первый этап SEO-аудита — проверка индексации сайта поисковыми роботами. Важно посмотреть, сколько страниц интернет-ресурса находятся в поиске: например, если на сайте более 1 000 страниц, более 600 из которых не проиндексированы, то это может стать сигналом того, что на сайте есть технические ошибки, из-за которых ПС «выкидывают» страницы из выдачи.
Проверить индексацию сайта можно в «Яндекс Вебмастере» (для ПС Яндекс) и Google Search Console (для ПС Google). Это бесплатно.
Яндекс Вебмастер
Чтобы проверить индексацию сайта в Яндексе, зайдите в Вебмастер, и перейдите в раздел «Индексирование» → «Страницы в поиске». Здесь можно посмотреть: Чтобы посмотреть информацию об индексировании сайта в ПС Google, откройте Google Search Console. Здесь есть раздел «Индексирование». В нем показано, сколько страниц проиндексировано, а сколько — нет. Откройте полный отчет и посмотрите по каким причинам Google исключает некоторые страницы из поиска: возможно, что они закрыты для поискового робота в robots.txt или Google посчитал их малополезными и поэтому исключили из выдачи. Следующий этап SEO-аудита сайта — выявление технических ошибок. Это важный этап: технические ошибки могут стать главной причине, по которой поисковые системы занижают позиции сайта в поисковой выдаче. Для технического анализа мы будем использовать «Яндекс Вебмастер» и различные сторонние сервисы. Что проверить в первую очередь: Проверьте сайт на наличие фильтров и санкций со стороны поисковых систем. Сделать это можно в «Яндекс Вебмастере» и Google Search Console.Например, в Вебмастере есть раздел «Диагностика. Проблемы сайта». Если с сайтом все хорошо, то вы увидите сообщение «Проблем и рекомендаций нет». Если есть какие-то фильтры и ограничения, то система оповестит об этом. Аналогично и в Google Search Console — если к сайту были применены санкции со стороны поисковой системы, то сообщение об этом вы увидите в GSC. Также на сайте могут быть вирусы. Для проверки веб-сайта на вирусы я рекомендую использовать специальный инструмент от PR-CY. Обязательно проведите аудит контента на сайте. Чтобы страницы вашего сайта попали в топ Яндекса и Google, нужно писать качественный контент: материалы, которые полностью отвечают на запрос пользователя и решают его проблему. На что обращать внимание при оценке контента: Оцените структуру своего сайта. На веб-ресурсе должна быть удобная навигация: добавьте разделы, меню, теги, возможность поиска. Это улучшает поведение на сайте, а связанные с ним показатели: время на сайте, показатель отказов, глубина просмотра. Один из основных факторов ранжирования сайта в Google — ссылочный профиль. Чтобы страницы сайта были в топ-5 поисковой выдачи, на них должны ссылаться другие авторитетные ресурсы. Поэтому важно построить грамотный ссылочный профиль. Чем качественнее внешние ссылки на ваш сайт, тем выше доверие к веб-ресурсу со стороны поисковых систем. Провести анализ ссылочного профиля можно в «Яндекс Вебмастере» и Google Search Console. В Вебмастере зайдите в раздел «Ссылки» → «Внешние ссылки». В GSC откройте раздел «Ссылки». Здесь можно посмотреть страниц, на которые ссылаются чаще всего. Если у вас интернет-магазин или сайт, где вы продаете услуги, то важно провести анализ коммерческих факторов. Что сюда входит: Если на вашем сайте нет какого-то одного элемента из списка коммерческих факторов, то обязательно добавьте его, чтобы улучшить ранжирование страниц в поисковой выдаче. Поведенческие факторы показывают, как пользователи взаимодействую с контентом на сайте и как они ведут себя на странице. Например, к поведенческим факторам можно отнести: Если посетитель зашел на страницу, прочитал статью до конца и перешел на другую страницу, то это сигнал для поискового алгоритма, что сайт качественный, он решает проблему пользователей и его можно поднять выше в выдаче. Для базового анализа поведенческих факторов используйте «Яндекс Метрику». Перейдите в раздел «Поведение» → «Вебвизор». Откроется список посетителей — нажмите кнопку воспроизведения, чтобы посмотреть, что делал пользователь на сайте. В этом разделе — 4 лучших онлайн-сервиса, которые я рекомендую использовать для SEO-аудита сайта. Keys.so — сервис анализа конкурентов в SEO и PPC. Поможет узнать рекламу любых сайтов, собрать семантическое ядро, анализировать топ Яндекс и Google, входящие и исходящие ссылки сайтов. Официальный сайт: keys.so Рейтинг: ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ (5/5). Цена: от 5 300 ₽ в месяц Какие задачи поможет решить сервис: Labrika — онлайн инструмент по SEO продвижению сайтов в поисковых системах, кластеризации запросов, анализ семантики, влияние изменений страницы на позиции, выгрузка отчетов по сайту, рекомендации по оптимизации. Официальный сайт: labrika.ru Рейтинг: ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ (5/5) Цена: от 195 ₽ в месяц Проверьте свой сайт и сайты конкурентов на 230 факторов поисковых систем.
Получите рекомендации по продвижению сайта, отчеты по всем ошибкам и многое другое. Особенности сервиса: Топвизор — это инструменты для мониторинга, анализа и оценки эффективности поискового продвижения. Подбирайте варианты ключевых слов, проверяйте позиции в результатах поиска, управляйте рекламными кампаниями и анализируйте сайты. Официальный сайт: topvisor.com/ru Рейтинг: ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ (5/5) Цена: от 999 ₽ в месяц Какие есть инструменты: SpyWords — уникальный сервис, позволяющий узнать все секреты твоих конкурентов: их запросы в контексте и поиске, тексты объявлений и позиции, бюджеты. Официальный сайт: spywords.ru Рейтинг: ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ ✔️ (5/5) Цена: от 999 ₽ в месяц Особенности:
Google Search Console (GSC)

Технические ошибки
Санкции от ПС и вирусы

Оценка контента
Структура сайта
Ссылочный профиль

Коммерческие факторы
Поведенческие факторы

Лучшие сервисы для SEO-аудита: 4 варианта
Keys.so

Labrika

Топвизор

SpyWords

Итоги