Конкурс как шанс
Во-первых, это бесплатное продвижение. Во-вторых, возможность получить обратную связь от экспертов и инвесторов и оценить сильные и слабые стороны проекта. И, наконец, это способ повысить мотивацию команды, ведь победа в конкурсе означает, что стартап действительно имеет большой потенциал.
Подать заявку на участие довольно просто, чаще всего это можно сделать онлайн. Для начала необходимо по пунктам описать свой проект (идея, аудитория, смета и т.д.), что, кстати, может помочь взглянуть на него по-новому и скорректировать недочеты. Затем организатор конкурса проводит отбор, а в итоге победитель получает долгожданный выигрыш в виде финансирования. Не стоит отчаиваться, если не удалось выиграть главный приз: очень часто, когда инвесторам понравился ваш проект, его могут профинансировать не смотря на результаты конкурса.
Как же выбрать из большого количества конкурсов тот, в котором действительно стоит принять участие?
С точки зрения заместителя директора по инновациям ГАУ «ИТ-парк» Ленара Халикова, прежде всего, достойны внимания крупнейший в России и Восточной Европе конкурс Go Tech, а также Startup-Сабантуй и Kazan Startup Weekend.
«Форум Go Tech направлен на продвижение высокотехнологичных проектов и различных бизнес-инициатив, активно поддерживается компаниями, которые заинтересованы в инновациях. Участие в конкурсе для стартапов означает возможность получить новых партнеров, а также признание от экспертного и венчурного сообщества. Кроме этого, победителям конкурса «открывают окно» в ведущие стартап-форумы по всему миру, появляется возможность создать свои представительства в Европе и США, а это особенно важно для стартапов, ориентированных также и на международные рынки».
Мнением о Go Tech поделился и Игорь Калошин, экс-генеральный директор Intel, ментор, инвестор, член Сколковского клуба бизнес-ангелов и клуба бизнес-ангелов Venture Club.
«Я уверен, что конкурс Go Tech является самым ярким и значимым событием для технологических стартапов в России. Команда GoTech великолепно отстроила процессы по привлечению к конкурсу лучших проектов, что подтверждалось год за годом еще во время моей карьеры в компании Intel в рамках взаимодействия с инновационной экосистемой. Уже сам факт попадания в полуфинал GoTech, да еще вкупе с победой в номинации iDealMachine, является важной вехой для проекта и серьезным основанием для дальнейшего развития».
Талантливых IT-специалистов, ищущих инвестиции в свои идеи, приглашает и Startup-Сабантуй. За пять лет экспедиция конкурса посетила 56 городов России, СНГ и стран дальнего зарубежья. В ней приняли участие около 6500 команд, свыше 2000 проектов, а к очному этапу было допущено 1300 стартапов. Что касается финансовых показателей, то за это время в стартап-проекты было привлечено 3 млн долларов.
Еще одним крупнейшим стартап-событием России является Kazan Startup Weekend — мероприятие международного уровня, которое в течение трех лет собирает на одной площадке наиболее активных представителей мировой IT-индустрии. Kazan Startup Weekend проходит в формате воркшопов, питч-сессий и круглых столов, что способствует успешному сотрудничеству и обмену опытом между начинающими и состоявшимися технологическими предпринимателями, крупными IT-компаниями, инвесторами и органами власти. В прошлом году в инвестиционной сессии Demo Day было представлено 26 проектов, 6 из которых привлекли $ 1,07 млн инвестиций (по сравнению с $ 980 тыс. в 2014 году).
Из ближайших конкурсов стоит обратить внимание на «CONSTART-МАРАФОН» от глобальной краудсорсинг-платформы CONSTART. Конкурс бизнес-идей проводится с 1 ноября 2016 по 20 марта 2017 года. Главный приз, в дополнение к средствам, собранным с помощью краудфандинга, составляет 1 000 000 рублей на реализацию своего проекта.
В чем стоит принять участие стартапам, рассказал также Вячеслав Макович, со-основатель инвестиционной компании AAA Trust, организатор соревнования StartUp Cup и член жюри конкурсов бизнес-проектов (молодежный форум ШОС, «Биржа стартапов» «Делового Петербурга» и многие другие). По мнению Вячеслава, выбор конкурса зависит от этапа, на котором находится проект.
«На стадии поиска бизнес-модели я рекомендую участвовать во всех профильных конкурсах, отдавая приоритет тем, где присутствуют достойный состав экспертов, PR-возможности и проработанная учебная методология, подтвержденная реальными примерами успешных участников».
Имея подтвержденную бизнес-модель проекта, эксперт советует относиться к выбору конкурса более тщательно, так как подготовка и участие требуют много времени. На этом этапе отбирать следует только те, которые могут дать полезные связи, профессиональную оценку экспертов и качественное освещение в СМИ. Для бизнеса с разными направлениями это могут быть «Бизнес-Успех», StartUp Cup, «Я Бизнесмен»,а дляIT-проектов — GenerationS, акселератор ФРИИ, Go Tech и гранты Фонда содействия инновациям.
Конкурс StartUp Cup, один из крупнейших в сфере, реализуется в России с 2013 года. С момента основания в нем приняли участие 975 команд, и около 38 бизнес-идей получили возможность развития. Конкурс GenerationS с 2016 года организует два потока, один из которых ориентирован на новичков с акцентом на программы обучения, а другой — на зрелых стартапов.В 2015 году GenerationS получил заявки от 2566 проектов из 14 стран, а в самом конкурсе участвовала 141 команда в семи различных направлениях.
К списку можно добавить конкурс бизнес-идей Startup Tour от технопарка «Сколково», работающий в формате «роуд-шоу». В отличие от сходного IT-проекта Startup-Сабантуй, он имеет пять направлений: биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, космос и телекоммуникации, а также новые промышленные технологии. В каждом из них выбирается примерно по 20 стартапов, а лучшие проекты получают возможность участвовать в крупнейшем конкурсе Startup Village и выиграть 3 миллиона рублей от партнера — Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В прошлом году в Startup Tour приняли участие 600 команд, 54 из них были приглашены на конкурс Startup Village.
Помимо конкурсов, существует и множество грантов от различных фондов и компаний. Главное их отличие — в организации процесса отбора победителей: чаще всего в нем не участвуют СМИ, а все действо происходит в «стенах» фонда, что практически исключает возможность пиара. Среди самых значимых инициатив — Фонд содействия инновациям, фонд «Сколково», гранты от компании Microsoft, ГБУ «Малый Бизнес Москвы» и Фонд поддержки инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ.
Что касается уже вышедших на рынок стартапов, они могут попробовать свои силы в рейтингах, которые, помимо дополнительных инвестиций, призваны привлечь внимание иностранных СМИ и потребителей. Это Russian Startup Rating от Russia Beyond The Headlines (заявки принимаются до 10 ноября), «Ниша на миллиард» от ВТБ24 и «Коммерсантъ» и рейтинг IT-стартапов от «Делового Петербурга».