Чего стартапу нельзя допускать в общении с журналистами?
Совсем недавно мы опубликовали колонку на Цукерберг Позвонит о том, как стартап может бесплатно попасть на страницы крупнейших российских СМИ. Решили немного расширить тему и подготовили список из девяти “НЕ”: чего лучше не делать, общаясь с журналистами, если хотите выстроить с ними долгосрочные отношения.
- НЕ спамьте редактора/журналиста пресс-релизами с псевдоновостями: что у вас на сайте теперь красная кнопка вместо зеленой, или что ваш продукт купила фирма “Одуванчик” и т.п. Прежде, чем отправлять такую “новость”, сравните масштаб издания и масштаб вашей новости: все еще уверены, что это будет интересно РБК или Коммерсанту?
- НЕ пишите бессодержательные письма. Редактор всегда желает получить письмо с четкой темой и ясным содержанием, и никаких: “Привет! Мы клёвый проект, напишите о нас!” Кто вы, что вы делаете, в чем интерес редактора написать именно о вас? К этому же относятся слова из категории “лучше не найдете”: уникальный продукт/проект, неповторимый, единственный в своем роде и вообще самый-самый. Избегайте таких выражений в общении с представителями СМИ.
- НЕ доставайте журналиста/редактора звонками. Редакторы и журналисты обычно имеют жесткий график и четкую схему работы, не отвлекайте их. Сообщение или письмо всегда оставляет за собеседником возможность решить, когда ему удобнее вам ответить. Звонить можно только в том случае, если редактор сам определил это, как наиболее удобный способ общения.
- НЕ предлагайте редактору самому придумать, что о вас написать или тему для вашей авторской колонки. Предложить интересную тему и актуальную информацию для статьи – это ваша забота. Тем более не нужно связываться с редактором, если вам вообще нечего ему предложить.
- НЕ “интригуйте” журналиста таинственными письмами. Если думаете, что так у вас получится “вытянуть” журналиста на личную встречу или беседу в скайп, то вы ошибаетесь. Скорее всего такое “интригующее” письмо попадет в копилку “косяков” пиарщиков, которые зачастую коллекционируют журналисты.
- НЕ растекайтесь мыслью по древу. Заваливая журналиста “тоннами” текста, гениальных идей и невероятных мыслей, вы только вызовете стойкое желание поскорее закончить такое “содержательное” общение. Вас попросили дать комментарий? Пишите только по делу, будьте полезны журналисту, но не отвлекайте абстрактными рассуждениями.
- НЕ отдавайте один и тот же материал нескольким изданиям. Если согласие на публикацию дадут сразу несколько СМИ и обнаружится такая ваша предприимчивость (а она обязательно обнаружится), с вами еще очень долго никто не захочет иметь дела. Материал, который вы предлагаете, должен быть уникален, и других вариантов тут нет.
- НЕ срывайте сроки. Обычно журналисты предупреждают, когда должен быть готов комментарий или ответы на вопросы интервью, это значит, что текст планируется к публикации на конкретную дату. Особенно критичны дедлайны для “бумажных” СМИ. Не подставляйте журналиста, соблюдайте сроки.
- НЕ ставьте условий журналисту и не давите на него. Наверное, нужно сойти с ума, чтобы написать журналисту: “Опубликуйте это немедленно!”, “Для срочной публикации”, “Если не опубликуете, отдам новость изданию-конкуренту” и т.п. Однако, общаясь с дружественными редакциями, мы узнали, что и такое случается.
Десятое (а может и 11-ое, и 12-ое...) “НЕ” предлагаем дописать вам в комментариях: чего еще лучше не делать, чтобы общение с журналистами состоялось и они вас не возненавидели?