Краудфандинг инновационного проекта - преимущества и подводные камни
Команда молодого дизайнера из Екатеринбурга в середине октября запустила проект «Играй по-взрослому. Мебельный конструктор Д-Тек» на краудфандинговой платформе Boomstarter. Проект по-настоящему инновационный, цель проекта – создать производство набора элементов, с помощью которого, как в детском конструкторе, можно строить, изменять и дополнять свою мебель. По словам инициаторов проекта, они не добивались венчурного финансирования, не искали бизнес-ангела, «потому что был интересен именно краудфандинг, и не только для получения недостающих средств, но и для мониторинга общественного мнения и оценки продукта. В дальнейшем все это должно помочь в коммерциализации разработки. Успешная краудфандинговая кампания способна стать отличным способом доказать потенциальным инвесторам, что стартап стоит их пристального внимания».
Краудфандинговой кампании предшествовал напряженный подготовительный период. Прочитав кучу материалов в Интернете, команда постаралась все сделать качественно. Несколько раз переснимали видео, корректировали тексты, работали над специальной коллекцией мебели DTekBoom. Модерация проекта прошла быстро. И вот, долгожданный старт. Далее передаем микрофон авторам проекта.
С первых дней кампании стало понятно, что легко не будет. Люди смотрели проект, писали в личку лестные отзывы, но деньгами не торопились поддерживать. Мы ответили на кучу вопросов по технологии, и о планах на будущее, но сумма на счетчике встала, как вкопанная. Boomstarter в первую же неделю включил наш проект в рассылку, позиционировал на сайте в разделе «Рекомендуемые проекты». Стрелка счетчика ненадолго качнулась вверх. Это был аванс.
Совершенно справедливо кто-то заметил, что количество средств, собранных проектом прямо пропорционально количеству написанных букв. Бесполезно надеяться, что люди увидят хорошую идею, проникнутся и поддержат. Необходимо постоянно работать, общаться с потенциальными спонсорами, стараться разместиться в СМИ и интернет ресурсах. Основной упор был сделан на социальные сети. Ежедневно каждым участником команды писалось до 50 личных сообщений в группы, близкие по тематике, с просьбой поддержать, разместить пост. Кто-то откровенно проигнорировал, кто-то выставил прайс, но все равно нашлись люди, которым понравился проект, и, которые согласились помочь и разместить информацию.
В социальных сетях немало сообществ, в названии которых есть слово «краудфандинг». Подписчики – люди, знакомые с коллективным финансированием, с ними проще общаться на темы поддержки проектов. Но в то же время, это люди, обладающие здоровым скепсисом. На протяжении всего проекта мы работали с людьми из этих групп, общались, и определенное число наших спонсоров – именно эти люди.
Блоггеры пользуются авторитетом у своих подписчиков. И заручиться поддержкой блоггеров – важнейшая задача в краудфандинговой кампании. Нас поддержали ресурсы с тематикой дизайна, посты в поддержку нашего проекта появились не только на их сайтах, но и в их группах в социальных сетях. Для спонсора очень важен вопрос – надежен ли проект, что скрывается за яркой картинкой, каков его потенциал? Последнее, очень полезное новшество на почве краудфандинга: ресурс Crowdhunters. Ребята из Crowdhunters сами провели немало успешных краудфандинговых кампаний, а теперь проводят «Воскресную охоту», делая обзор самых интересных проектов на краудфандинговых платформах. Кроме того эти профессионалы краудфандинга проводят добровольную экспертизу проектов и выносят свой беспристрастный вердикт. Мы одними из первых отправили свой проект на экспертизу, а оценка профессионалов поддержала нас, и так по-боевому настроенных, и наших спонсоров.
Очень важно получить мнение вот так, со стороны, от людей независимых и нейтральных. Совершенно неожиданно помощь пришла оттуда, откуда не ждали. ЦП (Цукерберг Позвонит) – авторитетный ресурс, настоящий гуру стартапов — включил проект в ТОП-5 самых интересных краудфандинговых проектов в мире. Аудитория ЦП откликнулась, и проект пошел вверх.
На Boomstarter немало интересных проектов, и авторы общаются между собой. Понятно, что главная цель общения – привлечь ЦА других проектов. Это распространенная практика. В обновлении авторы проекта призывают своих спонсоров обратить внимание на какой-либо достойный проект и поддержать его. Авторы другого проекта делают своеобразное «алаверды» и призывают свою ЦА поддержать проект «друзей». «Мы поддержали 3 проекта, когда нас попросили об этом, все эти проекты были в самом начале пути, а мы уже побывали «Проектом дня» и имели достаточное количество спонсоров. Надеемся, что ребятам это помогло. Но мы отклонили ряд предложений проектов, которые нам не понравились».
Не все прошло гладко, так как хотелось. Мы очень запоздали по работе со СМИ. О проекте узнало ограниченное число людей. Публикации опоздали, некоторые появились в последний день проекта, некоторые – по завершении проекта.
И еще два слова о кураторах. На Boomstarter целая страница авторитетных кураторов, которые могут помочь проекту информационно. Команда Д-Тек обратилась к кураторам с просьбой взять шефство (информационная поддержка авторитетного издания!) над проектом, но ответа не дождалась. Скорее всего, мы поздно обратились к кураторам, те посмотрели, что вроде и так все неплохо, и не стали нас поддерживать.
Мы набрали более 282 000 рублей, что составляет 108% от заявленной суммы, и считаем, что это неплохой результат. Мы приобрели поддержку вне аудитории Boomstarter: на нас обратили внимание городские власти. Центр содействия предпринимательству Екатеринбурга активно помогает в становлении проекта: нам выделили место в бизнес-инкубаторе, Центр помогает в переговорах с поставщиками и заказчиками, прорабатывается взаимодействие в рамках производственной кооперации.
Нас поддержали авторитетные производители натуральных масел и восков – немецкие компании OSMO, LEINOS и BIOFA. После испытаний предоставленных нам образцов продукции будет партнерская программа.
Мы получили достаточное число откликов со стороны представителей бизнеса, как потенциальных продавцов нашей продукции, так и производителей. Есть и конкретные предложения о сотрудничестве. С этой точки зрения наша краудфандинговая кампания оказалась даже несколько более успешной. А теперь немного о выводах, сделанных в ходе краудфандинговой кампании.
- Необходимо рассчитывать только на себя и трудиться, трудиться, трудиться.
- Очень важно перешагнуть через 10%, и сделать это необходимо с помощью близких людей. Кто из незнакомцев будет поддерживать проект, который не поддержали близкие люди?
- Не менее важно сделать экспертизу проекта, вселить уверенность в себя и своих спонсоров.
- «Под лежачий камень вода не течет».
- Общайтесь. Люди все разные, и всегда найдется тот, кто откликнется, поможет. Следите за динамикой. Если проект стоит на месте, значит что-то делается не так.
Надо постоянно напоминать о себе, и не только своим друзьям и целевой аудитории, но и завсегдатаям Boomstarter, и людям, зашедшим поддержать другой проект. Если не получается попасть в Рекомендуемые и Популярные проекты, необходимо быть в Обновлениях. Ведь когда люди не видят проект, они же не будут его искать, а, значит, не положат деньги.
И главный вывод. Скорее всего, оценка инновационного проекта не будет объективной, ведь спонсоры оценивают не идею, а «красиво поданную идею». Но если инновационный проект все-таки успешно завершается, у него есть все шансы стать успешным стартапом, ведь идею продвигают люди, сумевшие убедить других людей, сумевшие сработать на результат.
Финансирование через краудфандинг – по существу просто предварительная продажа продуктов или услуг. Поэтому времени на раскачку нет. При успешной краудфандинговой кампании стартап должен как можно быстрее реализовать обещанное. Спонсоры – просто люди, и им совершенно не интересно, по каким причинам им все еще не поступило обещанное вознаграждение. Еще одной проблемой краудфандинга может оказаться низкое качество финансируемых проектов. Такие проекты, безукоризненно оформленные и с крутыми видео, могут вытеснить действительно инновационные, достойные проекты. Потребители, видя красиво оформленный проект со значительным финансированием, могут соблазниться нажатием кнопки «поддержать» и отправить деньги на продукт, получение которого будут ждать месяцами.
Ну а главная проблема в том, что наши люди, прошедшие горнила финансовых пирамид, не верят проектам, где сначала просят дать денег, и очень неохотно финансируют инновационные проекты. Пользователи всегда более благосклонны к благотворительным проектам и проектам известных людей.
Краудфандинг – хорошая идея, особенно для проектов, не заявленных в других местах. Для предпринимателей краудфандинг может служить одним из способов проверки идей и возможностью проявить себя. Но то, что проект, красивый на бумаге, будет жизнеспособен, краудфандинг гарантировать не может. С другой стороны то, что идея гениальна, не гарантирует успешности краудфандинговой кампании.
Оригинал статьи: http://crowdhunters.ru/d-tech-exp/