Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 668 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Краудфандинг инновационного проекта - преимущества и подводные камни

Авторы проекта «Играй по-взрослому. Мебельный конструктор Д-Тек» успешно собрали 280 000 рублей на запуск и поделились с Crowdhunters своим опытом проведения краудфандинговой кампании.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Команда молодого дизайнера из Екатеринбурга в середине октября запустила проект «Играй по-взрослому. Мебельный конструктор Д-Тек» на краудфандинговой платформе Boomstarter. Проект по-настоящему инновационный, цель проекта – создать производство набора элементов, с помощью которого, как в детском конструкторе, можно строить, изменять и дополнять свою мебель. По словам инициаторов проекта, они не добивались венчурного финансирования, не искали бизнес-ангела, «потому что был интересен именно краудфандинг, и не только для получения недостающих средств, но и для мониторинга общественного мнения и оценки продукта. В дальнейшем все это должно помочь в коммерциализации разработки. Успешная краудфандинговая кампания способна стать отличным способом доказать потенциальным инвесторам, что стартап стоит их пристального внимания».

Краудфандинговой кампании предшествовал напряженный подготовительный период. Прочитав кучу материалов в Интернете, команда постаралась все сделать качественно. Несколько раз переснимали видео, корректировали тексты, работали над специальной коллекцией мебели DTekBoom. Модерация проекта прошла быстро. И вот, долгожданный старт. Далее передаем микрофон авторам проекта.

b_547448c036c4c.jpg

С первых дней кампании стало понятно, что легко не будет. Люди смотрели проект, писали в личку лестные отзывы, но деньгами не торопились поддерживать. Мы ответили на кучу вопросов по технологии, и о планах на будущее, но сумма на счетчике встала, как вкопанная. Boomstarter в первую же неделю включил наш проект в рассылку, позиционировал на сайте в разделе «Рекомендуемые проекты». Стрелка счетчика ненадолго качнулась вверх. Это был аванс.

Совершенно справедливо кто-то заметил, что количество средств, собранных проектом прямо пропорционально количеству написанных букв. Бесполезно надеяться, что люди увидят хорошую идею, проникнутся и поддержат. Необходимо постоянно работать, общаться с потенциальными спонсорами, стараться разместиться в СМИ и интернет ресурсах. Основной упор был сделан на социальные сети. Ежедневно каждым участником команды писалось до 50 личных сообщений в группы, близкие по тематике, с просьбой поддержать, разместить пост. Кто-то откровенно проигнорировал, кто-то выставил прайс, но все равно нашлись люди, которым понравился проект, и, которые согласились помочь и разместить информацию.

b_547448ea89f67.jpg

В социальных сетях немало сообществ, в названии которых есть слово «краудфандинг». Подписчики – люди, знакомые с коллективным финансированием, с ними проще общаться на темы поддержки проектов. Но в то же время, это люди, обладающие здоровым скепсисом. На протяжении всего проекта мы работали с людьми из этих групп, общались, и определенное число наших спонсоров – именно эти люди.

Блоггеры пользуются авторитетом у своих подписчиков. И заручиться поддержкой блоггеров – важнейшая задача в краудфандинговой кампании. Нас поддержали ресурсы с тематикой дизайна, посты в поддержку нашего проекта появились не только на их сайтах, но и в их группах в социальных сетях. Для спонсора очень важен вопрос – надежен ли проект, что скрывается за яркой картинкой, каков его потенциал? Последнее, очень полезное новшество на почве краудфандинга: ресурс Crowdhunters. Ребята из Crowdhunters сами провели немало успешных краудфандинговых кампаний, а теперь проводят «Воскресную охоту», делая обзор самых интересных проектов на краудфандинговых платформах. Кроме того эти профессионалы краудфандинга проводят добровольную экспертизу проектов и выносят свой беспристрастный вердикт. Мы одними из первых отправили свой проект на экспертизу, а оценка профессионалов поддержала нас, и так по-боевому настроенных, и наших спонсоров.

Очень важно получить мнение вот так, со стороны, от людей независимых и нейтральных. Совершенно неожиданно помощь пришла оттуда, откуда не ждали. ЦП (Цукерберг Позвонит) – авторитетный ресурс, настоящий гуру стартапов — включил проект в ТОП-5 самых интересных краудфандинговых проектов в мире. Аудитория ЦП откликнулась, и проект пошел вверх.

b_5474497e6d6d3.jpg

На Boomstarter немало интересных проектов, и авторы общаются между собой. Понятно, что главная цель общения – привлечь ЦА других проектов. Это распространенная практика. В обновлении авторы проекта призывают своих спонсоров обратить внимание на какой-либо достойный проект и поддержать его. Авторы другого проекта делают своеобразное «алаверды» и призывают свою ЦА поддержать проект «друзей». «Мы поддержали 3 проекта, когда нас попросили об этом, все эти проекты были в самом начале пути, а мы уже побывали «Проектом дня» и имели достаточное количество спонсоров. Надеемся, что ребятам это помогло. Но мы отклонили ряд предложений проектов, которые нам не понравились».

b_54744a6cdf792.jpg

Не все прошло гладко, так как хотелось. Мы очень запоздали по работе со СМИ. О проекте узнало ограниченное число людей. Публикации опоздали, некоторые появились в последний день проекта, некоторые – по завершении проекта.

И еще два слова о кураторах. На Boomstarter целая страница авторитетных кураторов, которые могут помочь проекту информационно. Команда Д-Тек обратилась к кураторам с просьбой взять шефство (информационная поддержка авторитетного издания!) над проектом, но ответа не дождалась. Скорее всего, мы поздно обратились к кураторам, те посмотрели, что вроде и так все неплохо, и не стали нас поддерживать.

Мы набрали более 282 000 рублей, что составляет 108% от заявленной суммы, и считаем, что это неплохой результат. Мы приобрели поддержку вне аудитории Boomstarter: на нас обратили внимание городские власти. Центр содействия предпринимательству Екатеринбурга активно помогает в становлении проекта: нам выделили место в бизнес-инкубаторе, Центр помогает в переговорах с поставщиками и заказчиками, прорабатывается взаимодействие в рамках производственной кооперации.

Нас поддержали авторитетные производители натуральных масел и восков – немецкие компании OSMO, LEINOS и BIOFA. После испытаний предоставленных нам образцов продукции будет партнерская программа.

Мы получили достаточное число откликов со стороны представителей бизнеса, как потенциальных продавцов нашей продукции, так и производителей. Есть и конкретные предложения о сотрудничестве. С этой точки зрения наша краудфандинговая кампания оказалась даже несколько более успешной. А теперь немного о выводах, сделанных в ходе краудфандинговой кампании.

  • Необходимо рассчитывать только на себя и трудиться, трудиться, трудиться.
  • Очень важно перешагнуть через 10%, и сделать это необходимо с помощью близких людей. Кто из незнакомцев будет поддерживать проект, который не поддержали близкие люди?
  • Не менее важно сделать экспертизу проекта, вселить уверенность в себя и своих спонсоров.
  • «Под лежачий камень вода не течет».
  • Общайтесь. Люди все разные, и всегда найдется тот, кто откликнется, поможет. Следите за динамикой. Если проект стоит на месте, значит что-то делается не так.

Надо постоянно напоминать о себе, и не только своим друзьям и целевой аудитории, но и завсегдатаям Boomstarter, и людям, зашедшим поддержать другой проект. Если не получается попасть в Рекомендуемые и Популярные проекты, необходимо быть в Обновлениях. Ведь когда люди не видят проект, они же не будут его искать, а, значит, не положат деньги.

И главный вывод. Скорее всего, оценка инновационного проекта не будет объективной, ведь спонсоры оценивают не идею, а «красиво поданную идею». Но если инновационный проект все-таки успешно завершается, у него есть все шансы стать успешным стартапом, ведь идею продвигают люди, сумевшие убедить других людей, сумевшие сработать на результат.

Финансирование через краудфандинг – по существу просто предварительная продажа продуктов или услуг. Поэтому времени на раскачку нет. При успешной краудфандинговой кампании стартап должен как можно быстрее реализовать обещанное. Спонсоры – просто люди, и им совершенно не интересно, по каким причинам им все еще не поступило обещанное вознаграждение. Еще одной проблемой краудфандинга может оказаться низкое качество финансируемых проектов. Такие проекты, безукоризненно оформленные и с крутыми видео, могут вытеснить действительно инновационные, достойные проекты. Потребители, видя красиво оформленный проект со значительным финансированием, могут соблазниться нажатием кнопки «поддержать» и отправить деньги на продукт, получение которого будут ждать месяцами.

Ну а главная проблема в том, что наши люди, прошедшие горнила финансовых пирамид, не верят проектам, где сначала просят дать денег, и очень неохотно финансируют инновационные проекты. Пользователи всегда более благосклонны к благотворительным проектам и проектам известных людей.

Краудфандинг – хорошая идея, особенно для проектов, не заявленных в других местах. Для предпринимателей краудфандинг может служить одним из способов проверки идей и возможностью проявить себя. Но то, что проект, красивый на бумаге, будет жизнеспособен, краудфандинг гарантировать не может. С другой стороны то, что идея гениальна, не гарантирует успешности краудфандинговой кампании.

Оригинал статьи: http://crowdhunters.ru/d-tech-exp/

+6
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.